Бизнес по оказанию производственных услуг
В общем случае услуги — это действия, которые не создают новые товары, но изменяют некоторые качества уже существующих либо способствуют их изготовлению и продвижению к потребителям. Рынок услуг состоит из трех крупных сегментов — это производственные услуги, потребительские услуги, а также услуги, осуществляемые в сфере обращения. Бизнес на рынке услуг — это нетоварная деловая деятельность. Любой произведенный товар нуждается в том, чтобы были созданы условия его потребления конечным пользователем. Это, например, услуги по доставке, продаже и тому подобное. В отрыве от товара они не имеют никакой ценности, но без оказания совокупности таких услуг создаваемый продукт никогда не приобретет товарную форму и не окажется доступен покупателям. Сфера услуг вообще является чрезвычайно важной составляющей современного бизнеса. Специалисты разделяют: материальные (производственные) и нематериальные (потребительские, коммерческие, финансовые, информационные, экспертные и консультационные) услуги.
К производственным услугамотносятся те их виды, которые предоставляются предпринимателями своим клиентам в связи с необходимостью сопровождения товаров в процессе их движения из сферы производства в сферу потребления, а также обслуживания процесса их потребления. Они относятся к сфере производственного бизнеса. Производственный бизнес не может ограничиваться лишь областью непосредственного изготовления товаров, он также распространяется и на область производственных услуг.
Кпотребительскимотносятся услуги, предоставляемые непосредственно в сфере потребления и не обусловленные созданием, распределением или сбытом каких-либо конкретных товаров.
К услугам в сфере обращения относятся: обращение товаров, финансовых, инвестиционных и информационных ресурсов, рабочей силы.
Услуги в сфере обращения будут рассмотрены в следующих параграфах.
Сфера услуг стремительно развивается во всем мире. Во многих странах с рыночно ориентированной экономикой основная часть трудоспособного населения занята именно этой деятельностью. Например, в валовом внутреннем продукте (ВВП) США доля сферы услуг занимает более 60%. Такое положение обусловлено рядом обстоятельств.
В связи с автоматизацией производства, использованием все более производительных машин и технологий в производственном секторе сокращается потребность в работниках. Кроме того, технический прогресс, вторгшийся в материальное производство, использование компьютеров вызвали необходимость в новых видах услуг, которых раньше просто не было. И наконец, рост благосостояния основных контингентов населения в странах с развитой рыночной экономикой обусловил тенденцию к существенной дифференциации потребностей и потребительских интересов со стороны этих слоев населения. Эти обстоятельства привели к значительному увеличению числа занятых в рынке услуг.
Бизнес по оказанию производственных услуг.К основным видам деловой деятельности по оказанию производственных услуг относятся следующие:
— транспортный бизнес (оказание транспортных услуг);
— складской бизнес (оказание услуг по хранению товаров);
— арендный и лизинговый бизнес (оказание услуг по предоставлению производственных помещений на началах аренды, производственного оборудования, техники и машин — на началах лизинга, т. е. аренды оборудования);
— бизнес на оказании коммунальных услуг производственного характера (прежде всего предоставление энергетических ресурсов);
— бизнес на оказании защитных, разведывательных и охранных услуг (адвокатская деятельность, законная деятельность по сбору, анализу и обобщению информации о субъектах бизнеса, деятельность охранных предприятий).
Бизнес по оказанию производственных услуг дополняет деловую деятельность по созданию материальных благ. Специализация субъектов предпринимательского бизнеса в той или иной области деловой деятельности способствует ускорению воспроизводственных процессов внутри каждой фирмы.
Как правило, предпринимательский бизнес на рынке производственных услуг осуществляют мелкие (чаще всего) и средние предпринимательские фирмы. Такие фирмы должны обладать высокой рыночной маневренностью, профессионализмом, способностью чутко реагировать на постоянно меняющиеся запросы клиентов и партнеров, гибкостью в процессе конкуренции с другими компаниями. Бизнес на рынке производственных услуг не относится к числу престижных видов деятельности, зато он имеет массовый характер, в него легко «зайти» извне, несложно и покинуть его при необходимости.
Методические указания:
Прочитайте:
Базовый учебник:
1.Рубин Ю.Б. Основы бизнеса: учеб. — 12-е изд. М.: Маркет ДС, 2010. (Университетская серия) — Тема 4.
Основная литература:
1. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003 (1.2.Производственный процесс — основа деятельности фирмы).
2. Макаренко М. Ф., Махалина О. М. Производственный менеджмент. — М.: Приор, 1998.
3. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Экономическое управление бизнесом.
Ответьте на вопросы:
1. Назовите виды предпринимательского бизнеса.
2. В какой отрасли промышленности бизнес является наименее предсказуемой сферой деловых отношений?
3. Какая отрасль промышленности представляет собой самую крупную группу отраслей сферы производства материальных благ?