Бизнес в сфере маркетинга
Роман убежден, что начать бизнес в сфере маркетинга можно с нулевыми вложениями. Он готов поделиться своей историей, рассказать о секретах успеха и трудностях, которые подстерегают начинающего предпринимателя.
Основные тезисы интервью:
- Вид деятельности: маркетинговое агентство
- Местонахождение бизнеса: Россия, город Брянск
- Род занятий до начала предпринимательства: специалист по рекламе
- Организационно-правовая форма ведения бизнеса: индивидуальный предприниматель
- Размер первоначальных инвестиций: ноль рублей
- Формула успеха: «Никогда не сдавайся, иди только вперед!»
Привет Роман, как давно ты занимаешься собственным бизнесом? Расскажи свою историю становления как предпринимателя
Все началось в октябре 2008 года. Экономический кризис сильно ударил по бизнесу, многие оказались без работы, но для меня кризис — это возможности. Идеально подходящего времени никогда не бывает.
Я организовал себе домашний офис, сидел в шортах и футболке за ноутбуком. У меня был определенный круг знакомств, благодаря которым мне удалось привлечь людей для работы. На тот момент я хотел заниматься тимбилдингом — построением команды. Кстати, никто из клиентов даже не заподозрил, что у меня нет офиса, встречи всегда проходили на их территории. В том же году мне удалось продать первое командообразование, чистая прибыль превысила затраты в несколько раз. Через полгода я вместе со своими сотрудниками переехал в офис на субаренде.
Прикупили простейшей мебели и работа закипела. Постепенно ко мне стали обращаться люди с просьбой провести рекламные услуги, с каждым днем спрос в этом направлении возрастал. Я не планировал работать в маркетинге, хотя опыт в этой сфере у меня огромный. В предыдущей компании у меня за плечами было 40 тренингов по рекламе и маркетингу, я знал все о рекламе, люблю общаться и располагать к себе людей. Недолго думая, я решил попробовать, для проведения различных акций мы набрали студентов — это наиболее инициативная возрастная группа, которая рада временному заработку.
Работал ли ты когда-нибудь по найму? В какой момент принял решение все бросить и работать на себя?
Да, довольно долгое время я работал по найму в сфере рекламы. Моя карьера складывалась успешно, меня выкупила крупная компания, в деньгах я не нуждался. Постепенно я перебрался в Москву, ходил в самые дорогие клубы, общался с красивыми девушками и не задумывался о том, что будет завтра… Книга «99 франков» довольно точно описывает мою жизнь на тот момент.
Однако вскоре я понял, что застыл на одном месте, никак не развиваюсь — это был путь в никуда. Я вернулся в Брянск, сходил на пару собеседований, где мне сказали, что такие умные нам не нужны. Тогда я решил попробовать себя в предпринимательстве. Главной мотивацией были далеко не деньги, а желание не «профукать» свою жизнь. Единственный человек, который поверил в меня — это моя жена Светлана, за что я ей очень благодарен. Остальные недоумевали и скептически спрашивали «Зачем тебе все это надо?».
Сколько денег ты потратил в самом начале для открытия?
Ноль рублей! И всем начинающим предпринимателям на тренингах я советую начинать бизнес с минимальными вложениями. Не берите кредиты, не ищите инвесторов — это долговая яма.
Как быстро тебе удалось выйти на достойный уровень заработка?
Примерно через полгода, но ощутить мне это удалось не сразу, так как первые полтора года я вкладывал все деньги в развитие бизнеса.
Ты регистрировал себя как ИП?
Да, ИП для меня намного удобнее и ничего менять не собираюсь. Может, если стану стареющим толстосумом, тогда изменю свое мнение.
Сколько времени прошло от появления идеи до ее реализации?
Все произошло очень быстро — я не раздумывал, загорелся идеей и сразу бросил все силы на ее осуществление.
Как проходил поиск места и помещения для компании? Это твое помещение или находится в аренде
На этапе поиска помещения многие начинающие бизнесмены совершают огромную ошибку — хотят просторный и красивый офис. Если к этому прибавить еще затраты на покупку техники и необходимого инвентаря, то можно вообще вылететь в копеечку. Я начинал с работы дома, затем арендовал самый простой офис и постепенно расширялся.
С какими трудностями пришлось столкнуться в самом начале деятельности?
Я терял бизнес за все время своей деятельности раз пять. Основная причина — ловушка продуктивности. Когда достигаешь определенного успеха, ты впадаешь в эйфорию и начинаешь тратить деньги на нецелевые нужды. Тебе кажется, что вот эта новая и стильная мебель обязательно пригодится для офиса, а на самом деле без нее можно обойтись.
Также любой бизнес может разрушить дебиторская задолженность. Бороться с этой проблемой можно только с помощью предоплаты, желательно в полном размере.
Другая проблема многих молодых и не очень компаний — это демпинг. Все время, работая за копейки, вы просто лишите себя роста и новых возможностей. Чтобы заинтересовать клиента, необязательно занижать цены — поставьте себе определенную планку и придерживайтесь своих расценок.
Сразу ли удалось организовать сплоченный коллектив? По какому принципу проходил отбор сотрудников для работы?
Я всегда очень ответственно подхожу к выбору сотрудников. Это должен быть симпатичный, ухоженный человек, с изюминкой. Я сейчас не имею в виду какие-то внешние данные, это харизма, внутреннее наполнение. Хорошего продажника видно сразу — поставленная речь, выразительные жесты и невербалика, умение расположить к себе собеседника, улыбчивость, он «вкусно» и интересно рассказывает. Обычно мне хватает 5 минут, чтобы понять, сможет ли человек работать у меня.
Также очень важно подбирать сотрудников по компетенции — кто-то умет общаться и предлагать услуги, а кто-то умеет «облизывать» клиента. Еще есть сотрудники-мамочки — у них все строго, педантично и по полочкам. Каждый человек со своими особенностями и очень важно направить его в правильное русло.
В моем коллективе работают только девушки, парни долго не задерживаются в этом бизнесе, так как быстро перерастают и стремятся к финансовой независимости. Женский пол больше привлекает возможность самореализации и общения, хотя и зарплаты в моей компании вполне достойные.
Дополнении: Множество полезной информации по приему и увольнению персонала
Как вообще убедить потенциального клиента в эффективности своих услуг, если ты новичок на рынке?
Убедить клиента можно только безупречным выполнением работы, показать, что ты можешь работать оригинально, креативно и выкладываешься на все сто процентов.
Прежде всего, клиента надо заинтересовать, сделав небольшой крючок. Можно сообщить, что приготовили специально для него бесплатную услугу. А потом при хорошо выполненной работе можно включить эту услугу в общую стоимость.
Были ли случаи, что клиент оставался недоволен проделанной работой?
Все рекламные акции мы делаем с душой и выкладываемся на все сто. Недовольных в этом плане не было. Если публика довольна, если продажи повысились, значит, все прошло отлично.
Были клиенты, которые хотели заплатить мало, а получить много. А потом еще искренне удивлялись, почему их ожидания не оправдались. Впрочем, такие компании долго не задерживаются на рынке, настоящие профессионалы готовы платить за качество!
В начале своей деятельности было пару раз, когда клиенты просто не заплатили за услуги. С тех пор я работаю только по предоплате.
Ты следишь за последними новинками в сфере маркетинга, читаешь профильную литературу или больше полагаешься на свою интуицию?
Каждый день читаю специализированные форумы, обожаю читать книги. Могу посоветовать издательство «Манн, Иванов и Фербер» — там имеется огромный выбор деловой литературы. Книга — это самый лучший учитель, никакие семинары и тренинги не сравнятся с хорошей книгой!
Тренинги — это больше эмоции и интересное общение. Однажды мне довелось побывать на тренинге Бари Алибасова (мл.), после мероприятия у нас завязался разговор. Он спросил, могу ли я пересказать прочитанную книгу и предложил попробовать себя в роли ведущего тренингов. Я попробовал, мне это очень понравилось, а дальше все пошло по накатанной схеме, и в 2011 году открылся мой тренинговый центр «Дом Романова».
Еще я работаю свадебным ведущим, не для заработка, а для души. Чувство сцены — это ни с чем несравнимые ощущения, от общения с публикой я заряжаюсь энергией!
Какие виды рекламы, по твоему мнению, наиболее эффективны?
Самая лучшая реклама — это сарафанное радио. Чтобы давать рекламу, нужно очень четко определить, кто твой покупатель, какие у него интересы и где его можно встретить.
Однажды мы проводили акцию для нового магазина недорогих вещей. Задача стояла привлечь как можно покупателей к открытию. Мы решили создать искусственную очередь — наши люди заняли место перед входом и привлекали к себе внимание, бурно обсуждая достоинства магазина и стремясь поскорее попасть внутрь. В итоге, через пару часов к ним подтянулись реальные покупатели, очередь получилась огромной, и конечно, когда состоялось открытие, продажи были сумасшедшими.
Эффективные «холодные звонки», но лишь в том случае, если продажник непробиваем, безразлично относится к отказам и четко знает, что именно он продает.
Реклама в интернете также эффективна, но в нашей сфере это вторично. Сейчас наши сайты находятся на хороших позициях в выдаче по региону. Секрет прост — мы регулярно обновляем контент, выкладываем отчеты о мероприятиях. (Вот один из наших сайтов http://prbryansk.ru/)
Были ли за время работы какие-то интересные заказы, которые тебе особенно запомнились?
Такие заказы встречаются постоянно. Сейчас активно сотрудничаем с предприятием «Брянск Лада» — проводили презентацию их последней новинки Лада XRAY.
Однажды проводили акцию для алкогольной продукции — при покупке водки желающие могли бесплатно сфотографироваться с собаками Хаски. Наплыв покупателей в тот день не прекращался, всем хотелось получить красивые кадры, что соответственно сформировало позитивный образ компании.
Запомнилась акция, приуроченная к 8 марта — мы раздавали цветы на улице девушкам и женщинам.
Как удается выдерживать конкуренцию? В чем преимущество компании?
Мы выделяемся исполнительностью и креативным подходом. Все делаем быстро, четко, в оговоренные сроки, но с изюминкой. Мало быть просто оригинальным продажником, нужно быть еще ответственной и надежной компанией. Сочетание именно этих качеств — это путь к развитию в маркетинге!
Какие плюсы и минусы ты можешь выделить в маркетинговой отрасли?
Плюс — при правильном подходе можно получить хороший результат!
Минус — некоторые компании ограничиваются только обещаниями, а работают спустя рукава. Они либо закрываются через некоторое время, либо переходят в категорию аутсайдеров.
Сейчас не самое простое время для ведения бизнеса, многие компании отказываются от различных услуг, сказывается ли это на прибыльности бизнеса?
Нисколько, работа у нас сейчас просто кипит!
Что посоветуете тем, кто хочет открывать свое дело в кризис? Стоит ли?
Кризис — это отговорки для слабых. Кризис — это время возможностей. Кризис — это мотивация быть сильнее, смелее, не брать кредиты и надеяться только на себя.
Твои цели и ближайшие планы?
Я хочу, чтобы в каждом бизнес-направлении у меня появились достойные и ответственные партнеры, которым я могу передать руководство.
Сейчас много времени и сил занимает мой фитнес-проект «Разум и тело», очень хочется провести все на высшем уровне.
Несколько советов начинающим предпринимателям
Самое сложное — это сделать первый шаг, перетерпеть. Сначала придется решать множество задач, работать в авральном режиме, но со временем станет проще. Главное, быть фанатом своего дела, работать честно и с максимальной отдачей.