Бизнес на два миллиона
Осенью 2010 года, выходя из магазина электроники, Улан Каражигитов и Рустем Карымов вдруг осознали, насколько низок уровень сервиса в Казахстане. «Ощущение после посещения магазинов оставалось ужасное», — вспоминают они.
Тогда они решили создать свой интернет-магазин электроники. Пара месяцев ушла на подготовку, и в январе 2011 года в казнете появился новый игрок — BFF.kz (Best for friends — лучшее для друзей). Концепция предельна проста: «Мы продаем друзьям то, чем пользуемся сами». Основной акцент сделали на хорошем сервисе, к нему по примеру успешных западных магазинов добавили активную работу в социальных сетях, а также завели блог, в котором до сих пор публикуют новости компании, возникающие проблемы, советы по покупке, видение бизнеса, результаты продаж, описание трудовых будней. Кстати пришелся и опыт продаж техники через социальные сети, нажитый обоими основателями еще до запуска интернет-магазина.
Идея для бизнеса не новая, но повсеместно низкий уровень сервиса в отечественном ретейле электроники позволил ребятам менее чем за два года нарастить оборот компании с $15 тыс. до 2 млн. Теперь они позиционируют себя как серийные предприниматели и присматриваются к рынку. Перспективными для развития e-commerce отраслями считают рынок бытовой техники, стройматериалов, продуктов и фармацевтики.
В октябре этого года Улан и Рустем запустили свой второй проект. Printogram.me — сервис печати фотографий из популярной социальной сети Instagram в виде классических поляроидов и интерьерных холстов для украшения стен. Ничего уникального в проекте нет, в этом сегменте на казахстанском рынке уже работают instamade.kz и photio.me. Для реализации привлекли партнера — Нуржана Оспанова, создателя центра фотографии Capture, имеющего непосредственный опыт в производстве.
«Пользователь входит в систему, используя свой Instagram-логин, и дальше наш интерфейс позволяет юзерам выбрать продукт, фото для него, количество и размер», — рассказывает Нуржан.
Сейчас Printorgram.me предлагает четыре категории товаров: полотно, поляроиды, принтограмки и постеры. Оплатить товары в Printogram.me можно сразу на сайте банковской картой. Также есть возможность оплаты непосредственно курьеру в момент доставки в любом городе Казахстана, а в Астане и Алмате можно забрать продукты из пункта самовывоза.
За первый месяц работы в сервисе зарегистрировались около 200 пользователей, Printogram.me выполнили более 40 заказов для клиентов из Алматы, Астаны, Актау, Москвы, Санкт-Петербурга, Сургута и Милана.
По оценкам Рустема Карымова, это очень неплохой результат. «Когда мы писали бизнес-план, прогнозы, составленные по опыту работы в BFF.kz, были несколько скромнее», — признается он.
В ближайших планах ребят — выход на рынок СНГ. Как говорит Улан Каражигитов, это вопрос не более двух-трех месяцев. В настоящее время готовится кастомизация сайта и отрабатывается логистика. Доставляться товары будут при помощи курьерских служб. Кроме того, скорее всего, производственная база появится в одной из стран дальнего зарубежья. Раскрывать подробные планы предприниматели пока не готовы. По их оценкам, создание и развитие базы обойдется в $200 тыс. Пока для продвижения на российском рынке Printorgram.me подал на конкурс стартапов Forbes Russia. Всего в конкурсе стартапов — 2012 участвует около 200 проектов.
Как отмечают создатели проекта, Printorgram.me — проект, который не требует больших инвестиций и начал окупать себя с первого дня открытия сервиса. «Масштаб проекта даже для нас небольшой. Минимальные инвестиции, ограниченные риски. Но при этом проект достаточно компактный, и им легко управлять», — рассказывает Рустем Карымов.
По его словам, и таргет у проекта не слишком амбициозный — зарабатывать 1 млн тенге в месяц. Взамен предприниматели отрабатывают на сервисе технологии e-commerce, нарабатывают опыт в логистике, проверяют собственные способности в управлении проектами. «Мы хотим позиционировать себя как серийные предприниматели. Реализовывать один-два проекта в год, которые впоследствии будут интересны инвесторам или глобальным игрокам», — делятся они своими планами.
«Казахстанский рынок еще слаб для звездных проектов из Силиконовой долины. Тут нужны базовые сервисы, если бизнес уже налажен в офлайн, нужно просто перенести его в интернет и наладить логистику с маркетингом», — говорит Рустем Карымов.
И хотя он все время ссылается на полученный опыт и учебу в Warwick Business School и говорит, что все делает «по науке», по сути, ребята противоречат ставшему уже классическим совету успешных гуру: фокусируйся! Параллельно с проектами Рустем занимает позицию заместителя финансового директора в BCC Invest.
Стоит отметить, что сам он при этом не занимается оперативной деятельностью в BFF, а Printogram.me вряд ли отнимает много времени. Кроме того, казахстанский рынок настолько слаб, что даже неуникальные проекты пользуются популярностью. В этом случае блог действительно сделал свое дело, так что, судя по всему, новый проект от серийных предпринимателей не за горами.