Мероприятия по совершенствованию бизнес процессов | Журнал о розничной торговле

Мероприятия по совершенствованию бизнес процессов

Каждый раз когда вы хотите отреагировать привычным старым способом, спросите себя, хотите ли вы быть пленником прошлого или пионером будущего. (Дипак Чопра)

Совершенствование бизнес-процессов:Вопросы и ответы

  • Почему необходимо совершенствовать бизнес-процессы?
  • Как совершенствуются бизнес-процессы?
  • Когда и с какой периодичностью следует проводить работы по совершенствованию бизнес-процессов?

Бизнес-процесс — это логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы поставщика, создает ценность и выдает результат потребителю.

К основным факторам, побуждающим организацию сосредотачивать свое внимание на улучшении бизнес-процесса, относятся:

  • требования, предъявляемые потребителями и государством;
  • необходимость снижать затраты или длительность цикла;
  • внедрение программы управления качеством;
  • слияние двух или более организаций;
  • внутриорганизационные противоречия.

А если учесть активную в последнее время иностранную конкуренцию по отношению к отечественным организациям, то потребность в улучшении бизнес-процессов становится очевидной. Необходимость совершенствования бизнес-процессов существует для всех организаций находящихся в конкурентной среде, и это обуславливает непрерывность этого процесса. Выбор процессов, подлежащих улучшению в первую очередь, индивидуален для каждого предприятия. Для того, чтобы выделить приоритетные проблемы, то есть самые слабые звенья бизнес-процессов, очень важно провести интервью не только с высшим руководством, но и руководителями отделов и служб организации.

По-разному можно судить о том, насколько подходят отечественным организациям методы и технологии совершенствования бизнес-процессов, зарекомендовавшие себя в развитых странах. Однако первое, с чем следует согласиться, человеческий фактор, как ранее было принято считать, не в состоянии разрешить все возникающие проблемы в отечественной экономике. Современные требования к бизнесу настолько высоки и динамичны в связи с технологическим прогрессом, что даже некоторые эталонные технические решения и приемы по совершенствованию бизнес-процессов не всегда результативны и эффективны. Поэтому реальным и действенным подходом является комплексный подход, который включает:

  • аудит бизнес-процесса;
  • применение основных принципов улучшения бизнес-процессов;
  • использование передовых технологий;
  • инновационные решения, применимые только к конкретной, уникальной ситуации, порою содержащие элементы ноу-хау.

В большинстве отечественных организаций не проводится даже аудит бизнес-процессов на предмет соответствия требованиям, предъявляемым к их функционированию, управлению, эффективности, выходам и степени удовлетворенности клиента, не говоря уже о наличии в организации технологий их улучшения. По меньшей мере, это излишняя самоуверенность руководителей. Поэтому первым шагом на пути к совершенствованию бизнес-процессов, является проведение аудита.

И только после идентификации проблем, оценки всего бизнеса можно говорить о конкретных мероприятиях, совершенствующих бизнес-процесс. Тут необходимо подчеркнуть, что все работы, связанные с аудитом бизнес-процесса и применением тех или иных мероприятий по его совершенствованию, должны проводиться только высококвалифицированными и компетентными специалистами.

Иными словами: До возникновения проблем или после?. Известная мудрость гласит: Болезнь легче предотвратить, чем лечить. Это высказывание вполне относимо и к состоянию бизнес-процессов. Однако разрешение имеющихся проблем до наступления кризиса организации — это только одно условие успеха.

Первым шагом на пути позитивных изменений является проведение аудита бизнес-процесса. Эта работа дает представление о текущем состоянии бизнес-процесса и возможность сравнения с тем, как аналогичные процессы построены в отрасли в целом, то есть у конкурентов. Учет опыта конкурентов при реструктуризации процессов необходим для приобретения запаса конкурентоспособности.

Кроме того, аудит позволяет оценить бизнес-процесс с точки зрения требований, предъявляемых к его функционированию, управлению, эффективности, выходам и степени удовлетворенности клиента. А это, наверное, главное.

Периодичность проведения аудита в каждой организации зависит от продолжительности цикла. Только по результатам проведенного аудита можно сказать о том, насколько необходимо совершенствовать бизнес-процесс и с какой периодичностью. Несомненно, что для достижения объективности результатов аудита, необходимо привлекать специализированные организации, обладающие опытом консультирования в области управления.