Почему вам стоит прочитать книгу “Современное искусство и как перестать его бояться”
Наконец-то появился путеводитель по миру современного искусства, рассчитанный не на искусствоведов, которые относятся к Пикассо и Браку почти как к родственникам, а на обычных людей. Тех, что смотрят на произведения современных творцов со здоровым скепсисом и громко говорят на вернисаже: “Да моя шестилетняя дочь нарисовала бы не хуже!” Кураторы выставки обычно оставляют такие реплики без комментариев, потому что у них просто нет времени на объяснения: ответ был бы довольно длинным. Примерно таким, как эта книга.
Ее авторы Сергей Гущин и Александр Щуренков в мире искусства профессионалы (первый — коллекционер и основатель галереи современного искусства Fragment, второй — художник и журналист, основатель проекта ArtFragment), но знают, как говорить с любителями (у инстаграма @guschin больше 400 тысяч подписчиков, у проекта ArtFragment ежемесячная суммарная аудитория в Telegram, YandexZen и VK — около 200 тысяч). Тексты из этих источников, собранные вместе и сгруппированные по темам, и составили основу книги под названием “Современное искусство и как перестать его бояться”.
Книга начинается с простого совета, который подходит для самых разных областей жизни, не только для искусства: перестаньте осуждать то, что вам непонятно. “Когда хочется что-то осудить, то первое, что стоит сделать, так это глубоко вдохнуть и выдохнуть, — пишут авторы. — Любое искусство отражает настроение, дух времени. Когда мы не признаем кого-то и судим то или иное произведение достаточно категорично, нужно выдохнуть (пусть даже в метафорическом смысле) и перестать отрицать. Задача здесь предельно проста: нужно понять, что вот это, нечто непонятное и отталкивающее, тоже имеет право на жизнь, может существовать и в музейном, и галерейном, и городском, да, в конце концов, личном, квартирном пространстве”.
Отказавшись от осуждения, можно переходить к осторожному изучению мира искусства и его законов, но лучше не в одиночку, а с проводником. Роль проводника на каком-то этапе может сыграть и книга. В ней много полезных рекомендаций: например, начать свой путь к пониманию искусства с просмотра художественных фильмов, рассказывающих о художниках, а уже после просмотра переходить к чтению их биографий. Один из разделов помогает увидеть связь произведений искусства с историческим контекстом. В следующем рассказывается, как смотреть произведения современного искусства — каждое по отдельности и всю выставку в целом, чтобы ее посещение доставляло удовольствие. Выполнив пару-другую упражнений на понимание, которые авторы включили в завершающие главы, читатель будет смотреть на работы Бэнкси и Шепарда Фейри совсем другими глазами.
Ее авторы Сергей Гущин и Александр Щуренков в мире искусства профессионалы (первый — коллекционер и основатель галереи современного искусства Fragment, второй — художник и журналист, основатель проекта ArtFragment), но знают, как говорить с любителями (у инстаграма @guschin больше 400 тысяч подписчиков, у проекта ArtFragment ежемесячная суммарная аудитория в Telegram, YandexZen и VK — около 200 тысяч). Тексты из этих источников, собранные вместе и сгруппированные по темам, и составили основу книги под названием “Современное искусство и как перестать его бояться”.
Книга начинается с простого совета, который подходит для самых разных областей жизни, не только для искусства: перестаньте осуждать то, что вам непонятно. “Когда хочется что-то осудить, то первое, что стоит сделать, так это глубоко вдохнуть и выдохнуть, — пишут авторы. — Любое искусство отражает настроение, дух времени. Когда мы не признаем кого-то и судим то или иное произведение достаточно категорично, нужно выдохнуть (пусть даже в метафорическом смысле) и перестать отрицать. Задача здесь предельно проста: нужно понять, что вот это, нечто непонятное и отталкивающее, тоже имеет право на жизнь, может существовать и в музейном, и галерейном, и городском, да, в конце концов, личном, квартирном пространстве”.
Отказавшись от осуждения, можно переходить к осторожному изучению мира искусства и его законов, но лучше не в одиночку, а с проводником. Роль проводника на каком-то этапе может сыграть и книга. В ней много полезных рекомендаций: например, начать свой путь к пониманию искусства с просмотра художественных фильмов, рассказывающих о художниках, а уже после просмотра переходить к чтению их биографий. Один из разделов помогает увидеть связь произведений искусства с историческим контекстом. В следующем рассказывается, как смотреть произведения современного искусства — каждое по отдельности и всю выставку в целом, чтобы ее посещение доставляло удовольствие. Выполнив пару-другую упражнений на понимание, которые авторы включили в завершающие главы, читатель будет смотреть на работы Бэнкси и Шепарда Фейри совсем другими глазами.