Памятка ритейлеру: 5 сценариев выбытия марок молочной продукции
В этой статье мы актуализируем сроки и требования к обороту маркированной молочной продукции, о которых важно помнить ритейлеру в начале 2022 года. Рассматриваем ключевые сценарии вывода марок из оборота. Отвечаем на дополнительные вопросы по теме.
Информация актуальна на 28 января 2022 года.
О каких сроках важно помнить ритейлеру в контексте обязательной маркировки молочной продукции
Этапы введения обязательной маркировки молочной продукции для производителей, как и сроки введения обязательной фиксации выбытия марок на кассе для ритейлеров — всегда доступны на сайте оператора системы маркировки «Честный ЗНАК».
Они регулируются Постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 N 2099 (ред. от 30.11.2021) «Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции».
Ритейлеру важно помнить о следующих актуальных сроках реализации ММП через кассу с обязательной фиксацией выбытия кода маркировки:
Сыр и мороженое со сроком годности 40 и менее дней – с 20 января 2022.
Подпункт “а”, п. 3
Вся молочная продукция со сроком годности 40 и менее дней – с 31 марта 2022.
Подпункт “в”, п. 3
Вся молочная продукция со сроком годности более 40 дней – с 1 июня 2022.
Подпункт ”б”, п. 3
Сценарии выбытия марок для розницы
Рассмотрим сценарии выбытия из оборота маркированной молочной продукции.
1. Выбытие сыра, расфасованного на производстве
Сыр, разрезанный на производстве, запакованный и переданный в торговую точку, поступает в магазин уже промаркированным. Выбытие марок готовых кусков осуществляется при продаже — то есть на кассе при сканировании кода DataMatrix и штрихкода.
2. Выбытие сыра, расфасованного в магазине
Сыр, разрезанный и расфасованный непосредственно в магазине, не подлежит маркировке при выкладке на прилавок. Выводится из оборота только марка с разрезанной «головы» сыра — через личный кабинет ГИС МТ «Честный ЗНАК», не позднее чем через 3 дня после расфасовки, а лучше сразу.
При продаже кассир сканирует только штрихкод товара.
3. Выбытие молочной продукции в наборе
Пример — сырная тарелка. Сырная тарелка должна иметь код маркировки, если в ней сыра больше, чем 30 грамм. Из оборота данная продукция выбывает так же, как и обычная сырная продукция.
Если вы фасуете сырную тарелку в магазине — реализация без DataMatrix кода.
4. Выбытие продукции в групповой упаковке
Внутри упаковки все единицы продукции должны быть промаркированы, каждый выбывает отдельно на кассе, до введения правил и норм агрегации маркированной молочной продукции.
Вся упаковка целиком также имеет свой код, групповой, который должен выводиться из оборота автоматически, если выбывают все марки внутри упаковки. На текущий момент это не реализовано
5. Выбытие весовой молочной продукции
Под весовым товаром сейчас в основном подразумевается сыр с переменным весом. Сценарий — получение от производителя нарезанных частей, но с разным весом. Они имеют код DataMatrix, но вес в этом случае в марке не указывается, вес — в штрихкоде.
Продажа весовой молочной продукции осуществляется по алгоритму:
- сканирование весового штрихкода
- сканирование марки.
Если отсканировать сразу марку с весового товара, касса сообщит кассиру о недопустимой операции (если на кассе ритейлер работает в системе Set Retail).
Весовая молочная продукция с весом в марке — не реализовано, т.е. это пока не жизненно, нет живых кейсов. В дальнейшем, законодательство (подпункт “е”,части 2, Постановления Правительства РФ от 30.11.2021 N 2100 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 2099") на добровольной основе предлагает производителям размещать в марке вес товара. В таком случае, станет возможным добавление весового товара только по марке.
6. Вас интересует какой-то другой сценарий или у вас есть вопросы по обороту ММП?
Полезное видео! Рекомендуем посмотреть запись вебинара по маркировке молочной продукции, который мы с экспертами из ЦРПТ проводили для ритейлеров 10 декабря 2021 года. Ответы на самые значимые вопросы участников вебинара мы изложили в письменном виде — возможно, вы найдёте ответ на свой вопрос.
Перейти к файлу с вопросами-ответами (pdf)
Возврат товара и марки в оборот
Как правило, молочную продукцию покупатель возвращает в случае её неудовлетворительного качества, соответственно возвращать её в оборот не требуется.
При возврате товара по чеку или в случае отмены чека марка, если она есть, возвращается в оборот.
Версии Set Retail для работы с марками молочной продукции
Клиентам мы предлагаем проверить и при необходимости обновить версию вашего кассового ПО.
Актуальная версия Set Retail для работы с молочной продукцией — от 10.3.6
Актуальная версия Set Mark для работы с молочной продукцией — от 2.2
Что нужно сделать, если у вас Set Retail
Выгрузить к карточкам товаров из категории «сыр и мороженое со сроком годности 40 и менее дней» признак маркировки mark-type=MILK и признак к штрихкоду marked=true. После выгрузки в Set Retail 10 этих признаков к товарам касса при продаже начнет запрашивать марку.
Клиентам, которые используют сервис Set Mark, необходимо также добавить товары в список исключений — для возможности продажи без загруженных на остатки Set Mark марок.
Где искать полезное по теме
1. Статьи. В блоге CSI регулярно выходят статьи с подробной разъяснительной информацией по работе с маркированной молочной продукцией:
Как продавать без остановок и по закону, даже когда нет связи с оператором маркировки
Обязательное выбытие молочной и обувной продукции России и Беларуси — 3 подготовительных шага
2. Канал в телеграме. Ситуация постоянно меняется, так что самый оперативный способ быть в курсе — подписаться на наш канал CSI_Маркировка, посвященный изменениям в этой области, а также главным новостям о сервисе Set Mark, который дополнительно защищает ритейлеров от нарушений и штрафов при работе с маркированной продукцией.