Горячий источник как бизнес
Последнее время россияне все чаще выбирают для отпуска Западную Европу, Юго-Восточную и Ближнюю Азию, а также острова Океании и другие курорты. Особой популярностью пользуются автобусные туры, активный туризм и прочие виды отдыха. Кроме того, населению нравится посещать платные рыбалки и школы рыбаков, частные санатории и пансионаты. В настоящий момент наблюдается очень активное развитие туристической отрасли, которая обеспечивает владельцев довольно-таки неплохим доходом.
Открытие собственной базы отдыха не требует наличия лицензии, но без тщательно составленного бизнес-плана вряд ли получится обойтись.
Содержание статьи
Содержание
- 1 Анализ рынка и конкурентов
- 2 Варианты размещения
- 3 Производственный план
- 4 Финансовый план
- 5 Организационный план
- 6 График запуска
- 7 Маркетинговый план
- 8 Анализ рисков
Анализ рынка и конкурентов
Множество людей планируют провести свой летний отдых на обычной турбазе. Определенную сумму они готовы заплатить за красивую природу, возможность искупаться, порыбачить и отведать шашлык. Идеальный вариант, когда стоимость пакета услуг является доступной, дорога близкой, а дети в итоге пищат от восторга.
Многие туристические базы находятся в собственности предприятий, следовательно, сервис в таком учреждении оставляет желать лучшего. Так почему же при наличии потребительского спроса не ответить собственным предложением? База отдыха как бизнес является весьма выгодным вариантом.
Все нюансы организации подобной деятельности разобраны на следующем видео:
Варианты размещения
В данной сфере самым важным является месторасположение базы отдыха. Удаленность от города должна быть минимальной (не более 2-часов на машине или общественном транспорте). Конечно же, она должна располагаться в живописном месте, например, в лесу или на озере.
Чтобы организовать комфортный отдых, нужно арендовать территорию площадью от 3 до 5 гектаров. При оборудовании следует уделить внимание целевой аудитории. Высокая эксклюзивность набора развлечений гарантирует успешность проекта.
Например, привлечь гостей можно наличием качественного пляжного отдыха или бассейна на территории. Не менее привлекательным является мини-спа или банный комплекс, особенно если поблизости имеется термальный источник. Любители здорового образа жизни с удовольствием посетят небольшой спортзал, а экстремалы прокатятся на квадроцикле или на байдарке.
Аренда мяча для волейбола или матраса для плаванья также пользуется популярностью среди отдыхающих. Эти дополнительные услуги обязательно добавят несколько баллов в копилку позитивного имиджа предприятия.
Производственный план
При составлении бизнес-плана туристической базы, рассчитанной на единовременное обслуживание не менее 30 человек, нужно учитывать, что один человек занимает как минимум 10 кв. м жилой площади.
Обязательные помещения включают в себя:
- домики для отдыхающих (минимум 6 штук);
- административно-хозяйственное здание, в состав которого входит администрация, столовая, бильярдная, конференц-зал и прочее.
Если все отдыхающие будут располагаться в одном здании, то можно будет комнату отдыха, столовую, кухню и тому подобные помещения разместить на первом этаже, а бильярдную и бар — в подвале.
Кроме того, нужно позаботиться о наличии сантехники, мебели, бытового оборудования и пр.
Обустройство одной комнаты предполагает приобретение:
- унитаза;
- душевой кабины;
- умывальника;
- сантехнической фурнитуры.
Можно немного сэкономить и сделать один санузел и одну душевую на несколько комнат, но это вряд ли положительно скажется на престиже вашей базы.
Из мебели нужно будет приобрести:
- кровати;
- шкаф;
- стулья;
- тумбочку.
О том, как заработать в Одноклассниках деньги на группе, читайте здесь.
Финансовый план
Расходная часть проекта включает в себя:
- строительство домиков/коттеджей или аренду соответствующих площадей, а также проведение косметического ремонта. Точную сумму назвать достаточно сложно, так как она зависит от количества домиков, от площади туристической базы и от уровня комфорта. Ориентировочно 10-15 млн. руб.;
- оплату ежемесячных расходов (электрической энергии, водоснабжения, питания, налогов и пр.) — 150 тыс. руб.;
- заработную плату сотрудников — 1-2 млн. руб. в год;
- приобретение оборудования (напрямую зависит от уровня турбазы) — ориентировочно 5 млн. руб.
Итого — примерно 15-20 млн первоначальных инвестиций и 3-4 млн ежегодных расходов.
Теперь об окупаемости бизнеса:
- размер суточного дохода складывается из посуточной сдачи жилья — 1 домик — 500-1000 руб. То есть, если среднее число отдыхающих составляет 25 человек, то доход составит 12,5-25 тыс. руб.;
- за счет дополнительного сервиса можно зарабатывать около 10 тыс. руб. ежедневно (бильярд, снаряжение для рыбалки, байдарки и т. д.);
- продукция бара обычно продается как минимум на 5 тыс. руб.
Итого, величина совокупного дохода туристической базы составляет 30-40 тыс. руб. в день или 1 млн. руб. в месяц. То есть, срок окупаемости проекта варьируется от 2 до 4 лет.
Организационный план
Выбирая организационно-правовую форму предприятия, многие бизнесмены отдают предпочтение индивидуальному предпринимательству. Ориентируясь на практику, можно сделать вывод о том, что месячный финансовый оборот туристической базы не превышает 1 млн. руб., следовательно, открытие ИП позволяет значительно упростить ведение отчетности и уплачивать 6%-ый налог от дохода.
Если планируется открытие небольшой базы, вместимость которой не будет превышать 30-50 человек, то набирать большой штат не нужно:
- К обязательным штатным единицам относятся специалисты, обслуживающие посетителей столовой, а именно: повар и его помощник. Конечно же, один повар вряд ли сможет сам накормить 50 человек, значит, нужно принять на работу официанта и уборщицу.
- Кроме того, нужно будет нанять администратора или управляющего, который будет заведовать делами, закупать продукты, проводить мероприятия, заселять и выселять посетителей. Для стабильного функционирования базы ему придется ежедневно решать множество вопросов, следовательно, нужно сразу найти компетентного работника, обладающего соответствующим опытом.
- Желательно присутствие на базе медика, способного в случае необходимости оказать первую помощь.
- Слесарь-электрик нужен для обеспечения отдыхающим полного комфорта (быстрого устранения неполадок).
- Инструктора и аниматора совсем не обязательно держать в штате, но иметь телефон специалиста, способного организовать спортивный и культурный досуг для детей и взрослых, нужно.
- Не помешает и сторож, который будет находиться на базе в течение зимнего периода времени.
В итоге получается, что для нормального функционирования туристической базы нужно примерно 6 человек, сумма ежемесячной заработной платы которых составляет примерно 150 тыс. руб.
График запуска
Сроки открытия турбазы можно представить в виде таблицы:
Маркетинговый план
Реклама на безграничных просторах интернета является самым выгодным способом привлечения клиентов, которая не просто недорого стоит, но и зачастую обходится абсолютно бесплатно.
На сайте следует оговорить: условия размещения, правила, дополнительные услуги, контактную информацию и подробный маршрут. Совсем нелишним будет размещение нескольких фотографий хорошего качества, на которых будущий посетитель сможет рассмотреть окружающую природу, саму базу и объекты размещения.
Кроме того, в интернете можно найти много ресурсов, на которых размещается информация о платных и бесплатных местах отдыха. Для того чтобы посетители заинтересовались туристической базой, нужно составить емкое описание, сделать несколько качественных фото внутри и снаружи домика, указать контактные данные, координаты базы и стоимость предлагаемых услуг.
Любимыми клиентами многих баз являются рыболовы и охотники, следовательно, имеет смысл размещение сведений на каком-либо тематическом форуме.
Анализ рисков
Любой проект преследуют систематические и несистематические риски. Среди первых можно выделить:
- нестабильную экономическую ситуацию;
- несовершенство экономического законодательства;
- нерациональное инвестирование и использование прибыли;
- неопределенную политическую ситуацию;
- неблагоприятные социально-политические изменения в регионе или в стране в целом.
К несистематическим рискам, с которыми приходится столкнуться практически каждому начинающему предпринимателю, относятся:
- неудобное расположение базы (единственная трасса сильно загружена, отсутствует качественный подъездной путь, район считается непопулярным или несет в себе неблагополучность экологического характера);
- сложности с соблюдением графика реализации услуг, недостаточное количество заказов, преимущество первоначальных и текущих расходов над доходами.
Чтобы максимально обезопасить себя, каждый бизнесмен должен разработать собственную стратегию и провести глубокое маркетинговое исследование.