Анализ динамики продаж – шаг к ускоренному развитию бизнеса
Анализ динамики продаж позволяет сравнить показатели продаж за разные периоды: текущий период с прошедшим или несколько прошлых периодов – для выявления динамики и ее влияния на продажи. Сделав такой анализ, можно оценить тенденции рынка и деятельность компании в целом, своевременно обнаружить проблему и успеть принять меры по ее решению.
Есть два вида анализа динамики продаж:
— общий анализ динамики продаж – объем реализованного товара или оказанных услуг за отчетный период делят на общий объем продаж за предыдущий период; если показатель получается больше 1, динамика продаж считается положительной, меньше 1 – отрицательной;
— структурный анализ динамики продаж – используется та же формула, но измерения производятся для каждого филиала, подразделения, менеджера, продавца или продукта в отдельности; такой анализ помогает определить «вес» каждого оцениваемого – кто тянет общий показатель вниз.
Как анализируют данные в компании Яндекс?
Точка безубыточности и анализ динамики продаж
Динамика продаж – это график роста и падения объема продаж. При этом каждой компании полезно знать ту точку, ниже которой начинаются убытки, а выше – прибыль. Эту точку помогает найти показатель критического объема продаж. Другое ее название – точка безубыточности: она показывает каким должен быть объем продукции, чтобы выручка превышала затраты.
Рассчитать показатель критического объема продаж можно по формуле: объем выручки умножается на постоянные затрат (данный показатель получается вычитанием из этого же объема выручки суммыы переменных издержек).
Анализ динамики продаж совместно с расчетом точки безубыточности позволяет вовремя заметить ухудшение курса компании.
Этапы и инструменты анализа динамики продаж
Даже малому бизнесу лучше следить за динамикой продаж.
Анализ динамики продаж проводится в четыре этапа:
— определение целей (за какой период делать анализ, какие данные анализировать) и сбор данных (получить доступ к базам данным, бухгалтерским документам или финансовым отчетам, если доступа нет – запросить информацию у других отделов);
— обработка данных (проверка и исправление на единый формат и соответствие запросу);
— проведение расчетов (визуализация информации в графики и диаграммы для удобства их анализа);
— анализ и подведение итогов.
Каждый из этапов в зависимости от объема анализируемых данных, а значит, и объема компании занимает некоторое рабочее время ответственного за анализ сотрудника. Чем больше компания – тем больше времени сотрудник потратит на анализ. Поэтому для средних и больших компаний огромное значение имеет выбор инструмента для анализа динамики продаж. Всего их существует три разновидности:
— основной инструмент – это Excel, самый доступный и популярный формат для отчетов, но данные приходится вносить и править вручную, это отнимает много времени;
— сложные учетные программы, способные хранить данные, строить отчеты и визуализировать информацию, но на внедрение таких систем нужно время (поиск подходящей системы, решение технических вопросов по установке) и бюджет на технических специалистов, которые будут поддерживать эту систему;
— self-BI системы (Tableau) – это отчетные программы, которые устанавливаются на любой компьютер за пару минут, легко осваиваются (так как разработаны для людей без специального технического образования) и позволяют строить любые отчеты – самостоятельно и без программистов.
Такие программы, как Tableau, на международном рынке в последние годы считаются лучшим вариантом для средних и даже крупных компаний, которые выбирают удобство использования и визуальный подход к работе с данными.
Мы, компания АНАЛИТИКА ПЛЮС, с 2012 года помогаем нашим клиентам работать с данными — находить полезные инсайты и использовать эту информацию для увеличения прибыли компании.
За это время мы разработали и внедрили решения для различных отраслей и направлений бизнеса:
— анализ продаж,
— прогнозирование эффективности промо-акций,
— отслеживание воронки продаж по конкретной кампании с показателями конверсии на каждом этапе,
— сегментация по различным методам: ABC, RFM и т.д.,
— ключевые показатели интернет-маркетинга,
— анализ товара на складах,
— аналитика для отдела кадров (карточки сотрудников, обучение, анализ KPI и т.д.),
— анализ финансовых показателей
— и многое другое.