Как купить готовый бизнес и не разориться: предостережения юриста и опыт предпринимателей | Журнал о розничной торговле

Как купить готовый бизнес и не разориться: предостережения юриста и опыт предпринимателей

Решая начать свое дело, предприниматель сталкивается с выбором: Организовать бизнес с нуля. Регистрация новой фирмы требует времени и определенных знаний. Необходимо подготовить учредительные документы, устав компании, внутренние приказы. Мало кому удается сделать все правильно с первого раза.

Приобрести франшизу. Приобретение франшизы облегчает организацию дела: франчайзи сразу получает набор рекомендаций, технологию, иногда — сырье и товар. Однако он действует как самостоятельное юридическое лицо, а, значит так же необходимо создать компанию, набрать персонал, арендовать помещения и т.д.

Купить готовую зарегистрированную фирму с нулевым балансом. Можно купить бизнес уже зарегистрированную фирму, поставленную на учет в ФНС со всеми документами, но которая до этого не была активна. Такие предприятия в форме ООО, АО часто предлагают юридические и консалтинговые компании, специально создающие их с целью последующей продажи. Как правило, в пакет входит нулевая бухгалтерская отчетность за весь период с начала основания. Но дело, как таковое, придется организовывать самостоятельно.

Купить действующую компанию. Покупка готового, уже действующего бизнеса экономит время. Не нужно заниматься вопросами приобретения или аренды недвижимости, искать персонал, решать другие организационные вопросы. Можно сразу включиться в дело и вести его по собственному плану.
У каждого решения есть свои плюсы и минусы.

Подготовка к покупке действующей фирмы

Перед покупкой готового бизнеса задайте себе ряд вопрсов:

• Чем я хочу заниматься? Чаще всего люди выбирают дело, с которым уже знакомы и накопили определенный опыт. Но иногда хотят начать с чистого листа то, о чем давно мечтали.

• Нужен ли рынку этот товар/услуга? Продукт должен быть востребованным в данном месте и в данное время. Перед покупкой также стоит провести анализ конкурентов, понять, чем ваш бизнес будет отличаться, придумать уникальное торговое предложение.

• Где взять деньги на развитие? Если имеются собственные средства — хорошо. Но если будет необходим кредит, нужно заранее подыскать банк, готовый дать деньги, просчитать несколько вариантов с учетом процентных ставок и срока выплаты.
После этого можно искать подходящий бизнес. Для этого можно использовать торговые площадки или воспользоваться услугами брокерской фирмы. Профессиональные продавцы смогут обеспечить чистоту сделки и свести на нет риски мошенничества.

Почему продают готовый бизнес?
Что важно для покупателя?

Перед покупкой поинтерсуйтесь у продавца, почему он продает свое дело. Причины могут быть разными. Иногда продавцу просто нужны деньги: он хочет инвестировать их в другой проект, оплатить долг, или уехать за границу. Но нередко поводом для продажи выступают объективные трудности ведения бизнеса, которые в дальнейшем могут помешать и вам.
Нужно иметь в виду, что каждый продавец считает свое дело уникальным, он вложил в него много сил и средств, и, как минимум, желает их вернуть. Он будет отмечать только положительные моменты, и умалчивать об имеющихся проблемах. Задача покупателя — отделить «зерна от плевел» и попытаться понять истинные мотивы продажи.

Распространенные причины продаж можно сгруппировать следующим образом:

• Отсутствие рыночной необходимости в продукте, высокая конкуренция, опоздание с запуском в продажу, неудачное место.

• Низкая маржа, слабый маркетинг, неудачная стратегия, отсутствие нужных специалистов, разногласия в коллективе.

• «Выгорание» предпринимателя, потеря интереса к делу, неправильная оценка перспектив, нехватка денег на развитие.

Из перечисленных причин только первая группа может повлечь определенные трудности для покупателя. Второй и третий пункт зависят от того, как новый собственник будет вести дело.
Не нужно забывать и о таком важном факторе, как репутация фирмы. Если она испорчена в глазах контрагентов, с приходом нового руководства можно улучшить отношения. Но если среди потребителей сложилось негативное отношение к товару или услуге — улучшить имидж будет сложно. Вероятнее всего, придется менять название фирмы и торговой марки.