Бизнес цели и бизнес требования
Проекты запускаются с полным убеждением, что новый продукт сделает мир для кого-то лучше и обеспечит прибыль. Бизнес-требования описывают основные преимущества, которые новая система даст ее заказчикам, покупателям и пользователям. Бизнес-требования непосредственно влияют на то, какие пользовательские требования будут реализованы и в какой последовательности.
Содержание
- 1 1.1 Исходные данные
- 2 1.2 Возможности бизнеса
- 3 1.3 Бизнес-цели
- 4 1.4 Критерии успеха
- 5
1.5 Положение о концепции
- 5.1 Разработка концепции продукта
- 6 1.6 Бизнес-риски
- 7 1.7 Предположения и зависимости
1.1 Исходные данные
Здесь помещают общее описание предыстории или ситуации, в результате чего было принято решение о создании продукта.
1.2 Возможности бизнеса
Для коммерческого продукта описывают существующие рыночные возможности и рынок, на котором продукту придется конкурировать с другими продуктами. Этот раздел может содержать сравнительную оценку существующих продуктов и возможных решений, указывая, в чем заключается привлекательность продукта и его преимущества. Опишите задачи, которые не удается разрешить без предлагаемого решения. Покажите, насколько оно соответствует тенденциям рынка, развитию технологий или корпоративной стратегии. Кратко опишите другие технологии, процессы или ресурсы, необходимые для удовлетворения клиента.
Опишите потребности типичных клиентов или целевого рынка. Представьте задачи клиента, которые будет решать новый продукт. Предоставьте примеры того, как клиенты будут использовать продукт. Укажите все известные критичные требования к качеству или интерфейсам, но не упоминайте особенности реализации и дизайна.
1.3 Бизнес-цели
Табл. 5-1. Примеры финансовых и нефинансовых бизнес-целей
Организации обычно предпринимают проект для решения задачи или использования имеющейся возможности. Модель бизнес-целей отображает иерархию связанных бизнес-проблем и измеряемых бизнес-целей (Beatty и Chen, 2012). Проблемы описывают, что не позволяет организации достичь требуемых ориентиров в настоящее время, тогда как бизнес-цели определяют способы измерения достижения этих ориентиров. Задачи и цели взаимосвязаны: понимание одной раскрывают суть второй.
Имея набор бизнес-целей, задайтесь вопросом: «Что мешает нам достичь этот ориентир?», чтобы определить более подробную бизнес-задачу. Или можно вернуться назад, задав вопрос: «Почему нам вообще важен этот ориентир?», чтобы лучше понять бизнес-задачу или возможность верхнего уровня. При наличии бизнес-задачи спросите себя: «Как определить, что задача решена?», чтобы определить измеряемую цель. Процесс выполняется итеративно путем передвижения по иерархии задач и целей, пока не получится список функций, которые позволят решить задачи для достижения целей.
Разговор между бизнес-аналитиком и куратором, одним из топ-менеджеров компании, с целью определить бизнес-задачи и цели может выглядеть, как показано на рис. 5-4. Это иллюстрация к проекту системы Chemical Tracking System в компании Contoso Pharmaceuticals, описанной в главе 2. На основе ответов топ-менеджера компании бизнес-аналитик может сформулировать бизнес-цели для Chemical Tracking System, как показано на рис. 5-5.
Рис. 5-4. Пример разговора между аналитиком и куратором проекта
1.4 Критерии успеха
Рис. 5-5. Пример модели бизнес-целей для системы контроля химикатов
Бизнес-цели иногда невозможно измерить, пока не завершиться проект. В других случаях достижение бизнес-целей может зависеть от других проектов. Но все равно важно оценить успех конкретного проекта. Критерии успеха указывают, находится ли проект на пути достижения бизнес-целей. Эти критерии могут определяться во время тестирования или сразу после выпуска продукта. Для системы контроля химикатов одним из критериев может быть Бизнес-цель 3 на рис. 5-5:
«Сократить время заказа химикатов до 10 минут в 80% заказов», потому что среднее время заказа можно измерить во время тестирования или после выпуска. Другой критерий успеха может быть связан с Бизнес-целью 2 с временем, намного более ранним, чем год после выпуска, например: «Отслеживать 60% контейнеров промышленных химикатов и 50% специализированных химикатов через четыре месяца».
Внимание! Внимательно выбирайте критерии успеха. Убедитесь, что они оценивают то, что важно для бизнеса, а не просто то, что легко оценить. Критерий «Сократить затраты на производство продукта на 20%» легко оценить. Его также легко реализовать путем увольнения сотрудников или сокращения инвестиций в инновации. Но это могут быть не те результаты, которые подразумевались в целях.
1.5 Положение о концепции
- Для [целевая аудитория покупателей];
- Который [положение о потребностях или возможностях];
- Эта (этот) [имя продукта];
- Является [категория продукта];
- Который(ая) [основные функции, ключевое преимущество, основная
- причина [для покупки или использования];
- В отличие от [основной конкурирующий продукт, текущая система или текущий бизнес-процесс];
- Наш продукт [положение об основном отличии и преимуществе нового продукта].
Вот как выглядит положение о концепции системы контроля химикатов Chemical Tracking System в Contoso Pharmaceuticals, о которой говорилось в главе 2; ключевые слова выделены полужирным:
Для ученых, которым нужно запрашивать контейнеры с химикатом, данная система Chemical Tracking System является информационной системой, которая обеспечит единую точку доступа к складу химикатов и к поставщикам. Система будет знать местоположение каждого контейнера с химикатом в компании, количество химиката в контейнерах и полную историю перемещения и использования каждого контейнера. Эта система сэкономит компании 25% затрат на химикаты в первый год работы, позволив полностью использовать уже полученные химикаты, утилизировать меньшее количество частично израсходованных или просроченных химикатов и применять единую стандартную систему приобретения химикатов. В отличие от действующих сейчас ручных механизмов заказов химикатов наш продукт будет генерировать все отчеты, необходимые для регулирующих органов, в которых требуются сведения об использовании, хранении и утилизации химикатов.
Разработка концепции продукта
Можно попросить несколько заинтересованных лиц написать свое положение раздельно, а не в группе. Сравнение этих положений о концепции будет хорошим способом обнаружить различия в понимании целей проекта. К тому же писать положение о концепции никогда не поздно. Даже если проект уже в работе, разработка положения о концепции обеспечит правильное направление оставшейся части проекта. Положение о концепции создается быстро, но создание правильного положения и согласование его со всеми заинтересованными лицами займет больше времени.
1.6 Бизнес-риски
1.7 Предположения и зависимости
Бизнес-предположения тесно связаны с бизнес-требованиями. Неверные предположения могут не позволить достичь поставленных бизнес-целей. Например, куратор из руководства компании может поставить бизнес-цель увеличить доход на 100 тыс. долларов в месяц. Определяя такую цифру, куратор сделал определенные предположения, например что новый сайт будет привлекать 200 дополнительных уникальных посетителей в день и что каждый посетитель в среднем будет тратить 17 долларов. Если новый сайт не привлечет достаточно посетителей, тратящих достаточное количество денег, проект может не достичь своей бизнес-цели. Если окажется, что те или иные предположения не оправ дались, можете изменить границы или график проекта или запустить другие проекты, чтобы достичь другие цели.
Задокументируйте все предположения, сделанные заинтересованными лицами, когда они обдумывали проект и создавали данный документ о концепции и границах. Часто предположения одних лиц не разделяют другие стороны. Если вы запишите их и просмотрите позже, то избежите возможной путаницы и ухудшения ситуации в будущем.
Задокументируйте важнейшие зависимости проекта от внешних факторов — изменения отраслевых стандартов или предписаний регулирующих органов, других проектов, сторонних поставщиков или партнеров по разработке. Предположения и зависимости бизнеса могут превратиться в риски, которые должен регулярно отслеживать менеджер проекта. Нарушение зависимостей — популярная причина задержек проекта. Опишите возможные последствия того, что предположения окажутся ошибочными или зависимости нарушены, чтобы заинтересованные лица могли понять, почему это так важно.