Опорно-поворотное устройство. Что такое ОПУ? | Журнал о розничной торговле

Опорно-поворотное устройство. Что такое ОПУ?

Опорно-поворотное устройство или ОПУ — конструктивный комплекс, состоящий из опорно-поворотного круга или венца, червячного вала и корпуса.

Опорно-поворотное устройство передаёт нагрузку от подвижной части АГП на неподвижную. На подвижной, или поворотной, части установлено оборудование, которое вращается вместе с ней.

На АГП применены два типа ОПУ по способу передачи нагрузки: шариковые и роликовые. Шариковые бывают однорядные и двухрядные, а роликовые — только однорядные.

Также их различают по способу зацепления ведущей шестерни с зубчатым венцом — внутри или снаружи колец.

Роликовое ОПУ с наружным зубчатым венцом

Роликовое ОПУ с наружным зубчатым венцом

Шариковое двухрядное ОПУ

Шариковое двухрядное ОПУ это радиально-упорный двухрядный подшипник. Он состоит из внутреннего и наружных колец. Вес и усилие с верхнего подвижного на нижнее неподвижное кольцо передают два ряда шариков. Между ними установлены металлические или пластиковые пластины — сепараторы. Их ещё называют «сухарями».

Нижние — неподвижные — кольца закреплены к раме болтами, которые также стягивают их между собой. Центрирование обеспечивают буртики, устроенные на смежных плоскостях неподвижных колец.

Верхнее подвижное кольцо с зубчатой шестерней, закреплено к поворотной части болтами. Болтовое соединение даёт возможность ремонтировать и регулировать оборудование, что невозможно при сварном соединении.

Двухрядное шариковое опорно-поворотное устройство

Шариковое однорядное ОПУ

Неподвижный зубчатый венец закреплён на опорной раме. Внутренняя обойма с двумя кольцами и рядом шариков между ними — на поворотной части подъёмника. Чтобы шарики не рассыпались при монтаже, обойма стянута двумя монтажными болтами. Между шариками установлены сепараторы («сухари») и уплотнительные прокладки.

Однорядное шариковое опорно-поворотное устройство

Роликовое ОПУ

Строение обоймы почти повторяет однорядное шариковое ОПУ, но вместо шариков — цилиндрические ролики. Они расположены в дорожках качения взаимно перпендикулярно. Их оси имеют наклон к вертикали в 60° или 30°.

Зубчатый венец расположен на внутреннем кольце, которое соединено болтами с опорной рамой. Наружные кольца соединены болтами с подвижной частью АГП.

Переменное расположение роликов не случайно.

Ролики, установленные в дорожки качения горизонтально (с наклоном 60° или 30°) передают на раму вертикальные нагрузки — вес установки и груза.

Перпендикулярные им ролики передают усилие от верхнего кольца к нижнему, а также являются захватными. Благодаря им подвижная часть не опрокидывается во время манёвров.

В верхнем кольце есть маслёнки, через которые на ролики поступает смазка.

Роликовое ОПУ

Люфт и регулировка ОПУ

Главный показатель исправности Купить опорно-поворотное устройство — осевой люфт. Его проверяют минимум раз в полгода. Среднюю величину люфта определяют в нескольких точках, обычно в трёх или четырёх. Стрелу выставляют вдоль шасси, и с поворотом влево и вправо и замеряют разницу высоты внутреннего кольца и зубчатого венца. Предел люфта — 0,6 мм. Если люфт превышает эту величину, ОПУ требуется регулировка.

Между кольцами с шариками заранее установлены прокладки толщиной 0,1-0,2 мм. Во время регулировки люфта ослабляют болтовую стяжку колец и вынимают прокладки. Общая толщина удалённых прокладок должна быть равна разнице между актуальным люфтом и нормативным.

Например, если установлен люфт 1,1 мм, то общая оптимальная толщина удалённых прокладок должна быть 0,6-0,7 мм.

Люфт увеличивается в процессе работы из-за износа дорожек качения.