Опорно-поворотное устройство. Что такое ОПУ?
Опорно-поворотное устройство или ОПУ — конструктивный комплекс, состоящий из опорно-поворотного круга или венца, червячного вала и корпуса.
Опорно-поворотное устройство передаёт нагрузку от подвижной части АГП на неподвижную. На подвижной, или поворотной, части установлено оборудование, которое вращается вместе с ней.
На АГП применены два типа ОПУ по способу передачи нагрузки: шариковые и роликовые. Шариковые бывают однорядные и двухрядные, а роликовые — только однорядные.
Также их различают по способу зацепления ведущей шестерни с зубчатым венцом — внутри или снаружи колец.
Роликовое ОПУ с наружным зубчатым венцом
Шариковое двухрядное ОПУ
Шариковое двухрядное ОПУ это радиально-упорный двухрядный подшипник. Он состоит из внутреннего и наружных колец. Вес и усилие с верхнего подвижного на нижнее неподвижное кольцо передают два ряда шариков. Между ними установлены металлические или пластиковые пластины — сепараторы. Их ещё называют «сухарями».
Нижние — неподвижные — кольца закреплены к раме болтами, которые также стягивают их между собой. Центрирование обеспечивают буртики, устроенные на смежных плоскостях неподвижных колец.
Верхнее подвижное кольцо с зубчатой шестерней, закреплено к поворотной части болтами. Болтовое соединение даёт возможность ремонтировать и регулировать оборудование, что невозможно при сварном соединении.
Шариковое однорядное ОПУ
Неподвижный зубчатый венец закреплён на опорной раме. Внутренняя обойма с двумя кольцами и рядом шариков между ними — на поворотной части подъёмника. Чтобы шарики не рассыпались при монтаже, обойма стянута двумя монтажными болтами. Между шариками установлены сепараторы («сухари») и уплотнительные прокладки.
Роликовое ОПУ
Строение обоймы почти повторяет однорядное шариковое ОПУ, но вместо шариков — цилиндрические ролики. Они расположены в дорожках качения взаимно перпендикулярно. Их оси имеют наклон к вертикали в 60° или 30°.
Зубчатый венец расположен на внутреннем кольце, которое соединено болтами с опорной рамой. Наружные кольца соединены болтами с подвижной частью АГП.
Переменное расположение роликов не случайно.
Ролики, установленные в дорожки качения горизонтально (с наклоном 60° или 30°) передают на раму вертикальные нагрузки — вес установки и груза.
Перпендикулярные им ролики передают усилие от верхнего кольца к нижнему, а также являются захватными. Благодаря им подвижная часть не опрокидывается во время манёвров.
В верхнем кольце есть маслёнки, через которые на ролики поступает смазка.
Люфт и регулировка ОПУ
Главный показатель исправности Купить опорно-поворотное устройство — осевой люфт. Его проверяют минимум раз в полгода. Среднюю величину люфта определяют в нескольких точках, обычно в трёх или четырёх. Стрелу выставляют вдоль шасси, и с поворотом влево и вправо и замеряют разницу высоты внутреннего кольца и зубчатого венца. Предел люфта — 0,6 мм. Если люфт превышает эту величину, ОПУ требуется регулировка.
Между кольцами с шариками заранее установлены прокладки толщиной 0,1-0,2 мм. Во время регулировки люфта ослабляют болтовую стяжку колец и вынимают прокладки. Общая толщина удалённых прокладок должна быть равна разнице между актуальным люфтом и нормативным.
Например, если установлен люфт 1,1 мм, то общая оптимальная толщина удалённых прокладок должна быть 0,6-0,7 мм.
Люфт увеличивается в процессе работы из-за износа дорожек качения.