Бизнес от первого лица
Интервью с предпринимателем:
Рекламный бизнес от первого лица
Сайт openbusiness.ru в рамках совместного проекта Сообщества Информационных Порталов, Содействующих Развитию Малого Бизнеса продолжает цикл интервью с успешными предпринимателями, готовыми поделиться собственным опытом создания бизнеса и помочь новичкам сделать первые шаги в бизнесе.
«…новичок, открывающий рекламное агентство, должен понимать, что его коллеги, обосновавшиеся здесь ранее, добровольно своих клиентов не отдадут, да и за новых всегда готовы сразиться.»
Представляем вам интервью с Олегом Георгиевичем Кобзарем, руководителем коммуникационно-рекламного агентства полного цикла «Система».
РА «Система» работает на рынке с 2002 года и оказывает услуги и выполняет работы в области маркетинга и рекламы.
Олег Георгиевич, расскажите о ваших первых шагах в рекламном бизнесе. Почему вы остановили свой выбор именно на этой сфере?
В рекламе тогда и сейчас меня привлекает творческая составляющая, динамичность развития рекламного бизнеса, высокая степень технологичности.
Заниматься рекламным бизнесом я начал в 1992 году, когда с двумя партнерами организовал рекламное агентство «Профит Груп» и возглавил его.
В течение первых двух лет работы приходилось в прямом смысле бороться за выживание, воспитывать клиентов, приводить к осознанию и должной оценке эффективности рекламы. В общем упорно работали на бизнес. Затем бизнес начал работать на нас. И весьма успешно.
В 2002 году наши с партнерами мнения по поводу дальнейшего развития бизнеса разделились. Я оставил должность в «Профит Груп» и организовал КРА «Система».
С какими сложностями на начальных этапах ведения бизнеса вы столкнулись?
В начале 90-х годов, при всеобщем дефиците услуги рекламных агентств были мало востребованы. Поэтому главной проблемой было становление рекламного рынка в городе, создание и развитие средств массовой информации, налаживание отношений СМИ — рекламное агентство-клиент.
Как правило, на начальном этапе, пока компания не наработала собственную базу клиентов, получить крупные заказы сложно.
Реклама в СМИ и прямые продажи приносят не более 30% всех заказов — остальное связи. Начинающей компании без связей выжить на рынке сложно.
И как вы решали проблему заказов на начальном этапе?
Когда на начальном этапе развития КРА «Система» нам не хватало связей для получения заказов — мы вставали и шли к потенциальным клиентам.
Пробивались через охрану, секретарей, общие отделы, добивались встречи. Так появлялись полезные знакомства, деловые отношения, связи, заказы, деловая репутация.
По вашим оценкам, какова минимальная сумма, с которой сегодня можно начать этот бизнес? И на что идут основные траты?
Я полагаю, что начинать рекламный бизнес с «нуля«стоит только, если у Вас есть возможность вложить прядка 500 тыс. руб.
Основные расходы будут складываться из: — Аренды офиса — Заработной платы (дизайнеры, менеджеры по продажам, копирайтер, финансист) — Техника — телефоны, компьютеры, МФУ
Многие утверждают, что окупаться вложенные Вами в рекламное агентство деньги начнут примерно через год. Если все будет складываться по оптимистичному сценарию. Лично я могу привести более сотни примеров, когда люди, открыв новые рекламные агентства, так и не окупили свои вложения.
В среднем же срок окупаемости рекламного агентства колеблется от трех месяцев до одного года, в зависимости от того, какие бюджеты удастся получить агентству.
Как долго вы окупали первоначальные вложения?
В свое время мне было легче. Создавая КРА «Система», я имел успешный десятилетний опыт на рынке рекламы. Поэтому вложения я окупил быстро — в течении двух месяцев. Но учтите — это оптимистичный сценарий!
На чем можно сэкономить и на чем экономить не стоит?
Можно экономить на офисе — первое время. Вы в основном будете работать «в поле», за пределами офиса — у клиентов и партнеров. На качестве персонала и техники я экономить не рекомендую.
Эксперты утверждают, что тот, кто хочет иметь дело с крупным бюджетом, должен производить собственный интеллектуальный продукт. В рекламном бизнесе интеллектуальный продукт — это брендинг (разработка товарного знака, элементов фирменного стиля и т. п.), ивент-маркетинг, BTL. Вы согласны с этим утверждением?
В общем согласен, но должен добавить к этому списку разработку рекламных сообщений для СМИ, наружной рекламы, любых других рекламоносителей, а также медиапланирование.
Считается, что наиболее рентабелен в рекламном бизнесе — креатив. Это означает, что доходность услуг по созданию макетов, баннеров, разработке логотипов может достигать 40%. Так ли это?
На самом деле доходность креативной составляющей может быть значительно выше. Не стоит забывать, что бюджет любого клиента опирается на сообщения (идеи), как дом на фундамент.
Существует ли сезонность в рекламном бизнесе?
Последние годы я перестал замечать сезонность в рекламном бизнесе. Происходит сезонное замещение активности клиентов и их рекламных бюджетов. Наступает лето — сокращаются бюджеты одних клиентов и увеличиваются бюджеты других.
На подбор каких специалистов стоит обратить особое внимание. Как вы подбирали ключевых сотрудников?
Малозначительных сотрудников не бывает. Любая слабина в кадровом составе рано или поздно <даст трещину> и ударит по всем. Сотрудников подбирал долго, методом проб и ошибок, испытывая трудностями и временем. Часто казалось, что собрал почти идеальную команду.
Но, увы, жизнь показывает, что ошибался — все течет, все изменяется, люди тоже. И снова приходится подбирать сотрудников, создавать и укреплять команду, но уже на новом, более высоком уровне.
Многие эксперты советуют брать людей в штат для основных направлений, а «для редкостных и уникальных операций привлекать фрилансеров. Собственный, штатный креативщик обычно „выдыхается“, то есть начинает повторяться и работать по шаблону. Целесообразней система „многополья“: пока три фрилансера находятся „под паром“, четвёртый „взращивает“ для Вас гениальные идеи». (Статья Назаренко Елены «Как открыть рекламное агентство»). Вы согласны с этим утверждением?
В этом утверждении есть здравый смысл, наше агентство также как и многие прибегает к услугам фрилансеров. В какой мере и в каком объеме использовать эту систему я сказать не могу. Каждый бизнес индивидуален, как и люди управляющие его бизнес — процессами.
Что вы можете сказать о конкуренции в рекламном бизнесе?
Конкуренция в рекламном бизнесе, как и в любом другом, достаточно высока. Методы противодействия другим игрокам и способы привлечения клиентов весьма разнообразны. Так что новичок, открывающий рекламное агентство должен понимать, что его коллеги, обосновавшиеся здесь ранее, добровольно своих клиентов не отдадут, да и за новых всегда готовы сразиться.
Отразился ли на вашем бизнесе экономический кризис?
Конечно отразился. Сократился бизнес наших клиентов и примерно пропорционально сократились рекламные бюджеты. Но мне видится, что пик кризиса уже позади. В 2010 году явно чувствуются изменения в лучшую сторону.
Какие советы вы могли бы дать начинающим предпринимателям, которые только задумываются об открытии собственного бизнеса?
Начинающим предпринимателям советую хорошо подумать, взвесить «за» и «против», реально оценить свои силы и средства, запастись знаниями, терпением. А если уж решились, то — вперед! И удачи Вам!