Как построить системный бизнес
Друзья, сегодня мы посмотрим на бизнес изнутри. Но прежде вспомним, как знаменитый писатель Роберт Киосаки делил людей по заработку (прибыли):
1. Работники по найму; 2. Предприниматели, у которых бизнес не может работать самостоятельно (адвокат, дантист — люди которые не могут перепоручить свою работу другому человеку); 3. Предприниматели, которые построили свой системный бизнес; 4. Инвесторы.
Именно в таком порядке предприниматели идут к строчке «инвестор». Ну, с первыми двумя пунктами и так все понятно. Что же такое системный бизнес?
Системный бизнес — это разработанная система согласованной работы коллектива, которая позволяет бизнесу существовать и развиваться без участия владельца бизнеса.
Это значит, что для каждого сотрудника разработаны подробные инструкции его действий и толкование обязанностей на рабочем месте. Это дает возможность сотруднику знать и понимать, что он должен делать, не бегая за руководителем или другим персоналом, спрашивая по несколько раз «что делать дальше». Особенностью системного бизнеса является и то, что сотрудник знает и понимает не только свои обязанности, но обязанности «соседа», а главное — начальника!!! Получается, что даже если начальника нет на месте, это не будет поводом для «деградации» бизнеса. Возможно, каждый из Вас сейчас вспомнил историю, когда Генри Форд отправил всех начальников цехов в путешествие. И если подчиненный персонал был не в состоянии справиться с работой без руководителя, Генри Форд увольнял этого директора.
Залог успеха любого системного бизнеса — это бизнес-процесс. Бизнес-процесс — это согласованный порядок действий сотрудников, который прописан в инструкциях для каждого участника системного бизнеса.
Цель бизнес-процесса — четкий порядок исполнения, самостоятельная или слаженная работа и соответственно результат. Как это работает на практике? Например, рассмотрим бизнес-процесс продажи. В отдел продажи пришел новый менеджер. Начальник отдела в двух словах рассказал о работе в коллективе и вручил папку с инструкциями и описанием бизнес-процессов. Если бизнес — это продажа товаров или услуг, тогда схема бизнес-процесса по продажам будет выглядеть следующим образом:
А потом, эта схема бизнес-процесса расписывается ещё подробнее, причем каждый блок, чтобы любой сотрудник (не только новый) не задавал одни и те же вопросы начальнику, что же ему делать дальше и делал, как написано.
Как проверяется работоспособность системного бизнеса?
Бизнес должен работать без участия собственника бизнеса. Если Вы владеете бизнесом, пробуйте перекладывать Ваши обязанности на других сотрудников. Вплоть до того, что назначьте кого-то своим исполнительным директором, и он будет иметь право решать финансовые проблемы и ставить подписи.
Бизнес должен выдерживать любые потрясения. Коллектив и руководство отделов должны не просто бессмысленно выполнять команды и инструкции, а должны быть гибкими, уметь действовать в нестандартных ситуациях, уметь принимать решения и не боятся брать на себя ответственность за свои действия. Я писал об этом в статье «Правила ведения бизнеса». Чем меньше людей понадобиться для решения этих ситуаций, тем стабильнее работа фирмы. Скажу даже больше. Есть фирмы, где не просто учат продажам своих менеджеров, а делают из них предпринимателей! Меняют им мышление, учат говорить языком предпринимателя. Прочитайте, чем отличается предприниматель от обычного человека…
Бизнес должен работать без участия 2-4 ключевых сотрудников (плюс правило № 1).
Кроме того, что бизнес должен приносить прибыль, он ещё и должен развиваться. Пусть даже медленнее, чем в присутствии владельца. Если в Ваше отсутствие бизнес «погиб», значит Вы не были собственником бизнеса, а были лишь сотрудником. Теперь, когда мы знаем про этот аспект, Вам и Вашему бизнесу это не грозит Надеюсь, вам пригодится этот пример описания бизнес процесса продажи.
P.S. Как всегда на Главной странице Вы найдете последние новости, новые способы как заработать деньги и различные аналитические материалы для учета рисков инвестирования.