Влияние цод на бизнес | Журнал о розничной торговле

Влияние цод на бизнес

«СЕТИ И БИЗНЕС» • № 4 (47) 2009

В статье поднимается актуальная сейчас тема оптимизации инфраструктуры и, соответственно, снижения расходов на эксплуатацию ЦОД. При этом акцент сделан на подсистеме передачи данных и доступа, предлагаемой компанией RAD.

Вопросы построения центров обработки данных регулярно обсуждаются ИТ-сообществом, при этом подробное освещение получают, как правило, инженерная и вычислительная инфраструктуры. Телекоммуникационная составляющая, зачастую незаслуженно, обделяется вниманием, из-за чего создается впечатление, что кроме пропускной способности каналов от сети доступа больше ничего не требуется. Но само по себе наличие «широких» каналов не гарантирует качества тех или иных услуг.

Так в чем же тогда нуждается современный дата-центр?

Какие сети нужны ЦОД?

По данным исследования компании RAD Data Communications, клиенты требуют более высокой отдачи от канала подключения. Причем возлагаются надежды на технологию Ethernet по медным и оптическим линиям связи. Необходимость в передаче больших объемов данных неуклонно растет. При этом мало кто решится на полную и одномоментную замену существующей сети, скорее, речь может идти о поэтапной модернизации.

Кроме того, поставщики услуг разделяют понятия «уровень сервиса» и «уровень транспортной сети». То есть провайдеры услуг и владельцы дата-центров намерены продавать услуги, а не полосу, а доставкой трафика в основном занимаются владельцы транспортной сети и локальные интернет­провайдеры. Также было отмечено, что технологии ATM и SDH будут постепенно исчезать, но до полного отказа от них пройдет не менее 15–20 лет, а ориентация, в том числе и на TDM-сети, позволит расширить зону влияния ЦОД.

Все это говорит о том, что существует явная потребность в оборудовании, транслирующем услуги Ethernet-сети через ВОЛС, PDH/ SDH-каналы, DSL или беспроводные линии связи. Но простые преобразователи протоколов для этой задачи не подходят, здесь необходимы более сложные устройства с дополнительными возможностями и в тоже время с меньшей, чем сетевое магистральное оборудование, стоимостью.

Новый старый Ethernet

Популярная во всем мире технология Ethernet сегодня позволяет передавать трафик с надежностью и качеством сетей SDH, поддержкой механизмов разделения сервисов, ранее доступных лишь в сетях ATM и Frame Relay.

Обеспечивают эти возможности предлагаемые компанией RAD ин­теллектуальные устройства демаркации серии ETX, благодаря которым можно четко разграничить (clear demarcation) сети различных уровней, например, транспортную сеть и внутреннюю ЛВС датацентра. Это позволяет однозначно определить зоны ответственности, локализировать возникающие в сети проблемы, а также удаленно управлять различными сервисами.

Влияние цод на бизнес

Рис. 1. Схема организации доступа для подключения абонента

Устройства RAD ETX-202 осуществляют передачу нескольких услуг через единый порт передачи данных. Каждый сервис при этом получит необходимую гарантированную полосу пропускания и соответствующий приоритет при обработке. Такой механизм позволяет реализовать подключение «точка—точка» между офисом абонента и узлом связи оператора через Ethernet-сеть (рис. 1). То есть, между клиентским оборудованием (CE, Client Equipment) и сетевым интерфейсом пользователя (UNI, User Network Interface) в одном физическом канале существуют разные VLAN, используемые для передачи различных услуг (например, VoIP, доступ в Интернет и пр.). Использование такого подхода весьма удобно для подключения клиентов ЦОД, получающих сразу несколько сервисов. А как быть с подключением самого ЦОД к транспортной сети? Тратить лишние средства, чтобы всем клиентам (а их может быть десятки или сотни) передавать их сервисы через отдельные каналы? В этом нет необходимости — каждый сервис классифицируется на входном порту оборудования ETX-202A по некоторым признакам и выделяется в отдельный поток (виртуальный канал EVC, Ethernet Virtual Channel). Каждому потоку EVC присваивается класс обслуживания. Таким образом, в каждом потоке, как в контейнере, упакованы различные сервисы клиентов (рис. 2). Направляя различные EVC с одного порта UNI различным клиентам, мы создаем соединение «точка—многоточка» (рис. 3). При этом пакеты из каждого VLAN имеют определенные приоритеты, и на выходе попадают в одну из четырех назначенных очередей, которые также имеют свои приоритеты и механизмы, предотвращающие остановку передачи из низкоприоритетных очередей.

Влияние цод на бизнес

Рис. 2. Передача нескольких услуг (слева) и объединение услуг в виртуальные каналы (справа)

Но качество сервиса, построенное только на очередях и приоритетах, не является идеальным: например, и видеотрафик, и VoIP требуют наивысшего приоритета, но разную по «ширине» полосу. Поэтому в устройствах RAD применяется механизм управления трафиком — Traffic Management. Он обеспечивается путем присвоения каждому отдельному сервису таких параметров, как гарантированная и избыточная скорости. Гарантированный трафик проходит в сеть всегда до некоторого заданного уровня, излишний — при доступности полосы, а при загруженности сетевого канала часть данных буферизируется.

Влияние цод на бизнес

Рис. 3. Схема организации доступа для подключения ЦОД

В реальности всю доступную полосу вряд ли одновременно займут несколько абонентов или сервисов. Имея канал, скажем, 10 Мбит/с, четырем абонентам можно предложить гарантированную полосу по 2,5 Мбит/с и еще по 2,5 Мбит/с использовать дополнительно при отсутствии полной загруженности канала как услугу без гарантии качества (например, для подключения к сети Интернет). То есть, физический канал 10 Мбит/с может быть продан как 20 Мбит/с. Причем этот механизм можно применить не только ко всем EVC с разными значениями (в нашем случае предоставить каждому пользователю его собственную полосу), но и к услугам внутри этих EVC, гарантируя уровень обслуживания каждой услуги.

Устройства демаркации RAD ETX поддерживают мониторинг ключевых параметров качества услуг (таких, как процент потерянных пакетов, задержки, вариация задержек, производительность и доступность сети). В случае превышения одним из параметров заданного порога генерируется соответствующее служебное сообщение, а также периодически отправляются отчеты об актуальном состоянии качества обслуживания. С абонентами даже могут быть заключены соглашения об уровне услуги (Service Level Agreement, SLA) и каждому потребителю предоставлены индивидуальные уровни обслуживания.

Так как физические порты устройств RAD упомянутой серии предполагают использование SFP-модулей, не возникает вопроса зависимости от типа оптики. Более того, существует миниатюрный конвертер для трансляции Ethernet поверх сетей E1/E3 в SFP исполнении. Его использование совместно с устройствами ETX расширяют возможности применения демаркационных устройств.

И снова TDM

Поскольку сети PDH/SDH широко используются телефонными компаниями и в корпоративном секторе, а в то же время точки присутствия Интернет-провайдеров есть не везде, имеет смысл использо-вать эти каналы для расширения зоны влияния ЦОД. Например, операторы могут осуществлять транзит между городами или в сельской местности.

Наиболее экономически обоснованное решение для передачи трафика Ethernet по транспортной сети TDM/SDH состоит в использовании компактных преобразователей интерфейсов. Компания RAD предлагает полный набор преобразователей 10/100/1000 Ethernet в E1, 4/8/16×E1 и STM-1/STM-4. Эти устройства обеспечивают Ethernet-соединение с различной пропускной способностью между ЛВС и транспортной сетью. Здесь также компания RAD применяет новаторские решения.

Влияние цод на бизнес

Рис. 4. Подключение ЦоД через сеть телефонного оператора

Использование зачастую более «медленных» транспортных сетей подразумевает использование механизма контроля скоростей — Flow control. А поскольку сеть Ethernet характеризуется пульсирующим трафиком, то применение достаточно емкого буфера выравнивает ситуацию. Однако буфер все равно может переполниться. В таком случае устройства RAD посылают по Ethernet-порту так называемый Pause frame, говорящий о временном прекращении передачи (функция Flow control также должна быть доступна на соседнем по Ethernet-подключению устройстве). Для обеспечения большей битовой скорости и масштабируемости оборудование RAD агрегирует трафик в несколько каналов (например, протокол MLPPP) и в случае пропадания одного из них переключается на использование тех, что остались, с одновременным снижением скорости передачи данных.

Применяется и гибкий механизм получения доступа к каналу — благодаря мультиплексированию нескольких низкоскоростных каналов возможна оптимизация по ширине полосы вместо использования канала более высокой иерархии. Скажем, при ширине полосы в 10 Мбит/с, поскольку младший в иерархии канал E2 (чуть больше 8 Мбит/с) не удовлетворит по скорости, ее следовало бы поместить в канал E3 в 34 Мбит/с и понести более 70% потерь за счет неэффективного использования канала. Если агрегировать 10 Мбит/с в пять каналов E1 (порядка 2 Мбит/с каждый), то недоиспользование составит всего пару процентов, и занимаемая полоса будет намного ниже. В случае же использования канала E3 оставшуюся часть полосы можно использовать для передачи другого вида данных.

Если сети PDH/SDH обеспечивают необходимую ширину канала «по умолчанию», то как быть с гарантией доступа к сети? Как и в случае с Ethernet — через определенные в Metro Ethernet Forum (MEF) стандартные сервисы: VLAN и механизм приоритезации с использованием четырех очередей. Таким образом, по-прежнему сохраняется гарантия предоставления качества услуги независимо от сетевой инфраструктуры на всем пути, от помещения дата­центра и до офиса потребителя услуги.

Сам доступ к ЦОД строится по принципу «точка— точка» (устройства RICi-4E1, RICi-8E1) или «точка— многоточка» (Egate-100, RICi-16E1), транслируя виртуальные каналы до абонентов (рис. 4).

Благодаря своей эффективности такое решение используется рядом украинских предприятий для доступа филиалов к головному офису через сети операторов связи. Используя технологически различные сети разных операторов, ЦОД и потребители услуг могут находиться в разных городах Украины и даже странах.

Искусство управления сетью

Гарантировать качество предоставления услуг через сети других компаний и сократить расходы за счет централизации администрирования возможно только при наличии единой сети управления. При этом используются такие механизмы доступа, как безопасная веб-сессия (SSL), безопасный Telnet (SSH), аутентификации/авторизация и управление доступом RADIUS, листы доступа (ACL), SNMPv3. Все эти сервисы, характерные для Ethernet, транслируются и передаются сквозь сети PDH/SDH.

Обмен сервисной информацией (OAM) между устройствами демаркации дает возможность управлять уровнем обслуживания и гарантировать качество предоставляемых услуг. Также поддерживается удаленная диагностика и установка проверочных петель (не только на физическом уровне!), благодаря чему легко локализовать, идентифицировать проблемы в сети и устранить их еще до того, как сам абонент их заметит.

Сквозные измерения производительности предоставляют администратору инструменты для полного контроля над соблюдением SLA. Механизмы, обеспечивающие гарантированные услуги и качество сервиса из конца в конец (до офиса клиента), с единым эффективным управлением услугами, в том числе и через транспортные сети третьих компаний, ныне существуют и представлены на рынке под торговой маркой RAD.

Игорь КУЛЕШОВ

Если Вы нашли ошибку в тексте, то выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter или нажмите здесь.