Перспективное производство для малого бизнеса
Названы самые перспективные сферы малого бизнеса-2018
Россияне меньше ходят в кафе, но больше ездят на транспорте
Кризис значительно изменил структуру расходов граждан. Это важно знать тем, кто уже имеет свое дело, и тем, кто планирует это сделать в следующем году. Какие сферы малого бизнеса получили отличный шанс для развития, а какие, наоборот, потеряли былую привлекательность, решил узнать «ЭВ».
Потребительские расходы в России представляют собой весьма пеструю картину. Люди приспосабливаются к экономическим реалиям, но ведут себя по-разному. Это зависит как от социального статуса, так и от региона. Например, в целом по стране в 2017 году люди стали немного больше тратить на покупку продуктов питания, чем в 2016 году. А вот в Москве, напротив, эти затраты слегка сократились. Правда, суммы на эти цели в стольном граде существенно выше: если в целом по России эта величина чуть превышает 5 тыс. руб., то в Москве совсем немного не дотягивает до 8 тыс. руб. в месяц.
А вот что сильно рухнуло, так это питание вне дома. Причем в Москве намного больше, чем в целом по стране. В России на эти цели в прошлом году ежемесячно в среднем тратили чуть больше 500 руб., в этом году и того меньше. А вот в столице произошел настоящий обвал: примерно с 2 тыс. рублей расходы на общепит сократились до 1 тыс. Падение составило 48%. Люди ради экономии стали чаще питаться дома. В итоге в Первопрестольной начали закрываться модные когда-то кафе и рестораны.
Зато быстрыми темпами растут расходы, связанные с транспортом. Речь идет как о покупке транспортных средств, так и о затратах на проезд. С 2013 года в Москве этот показатель увеличился на 93%. Причем эта тенденция продолжается и в текущем году, как по России в целом, так и по Москве, где рост просто взрывной. В Москве эти суммы выросли с нескольких сот рублей до почти 4 тыс. рублей.
О чем это говорит? В городе востребованы услуги автосервиса. Хотя вроде бы подобных станций немало, но возросшие расходы на транспорт говорят о том, что спрос на них и дальше будет расти.
В отличие от расходов на транспорт, расходы на товары для дома (мебель, предметы интерьера) сократились. В Москве, например, сразу на 40%. Тем бизнесменам, которые намеревались организовать соответствующие производства или заняться ритейлом в этом сегменте, стоит трижды подумать, чем начать свое дело. Можно и не найти в достаточном количестве покупателей.
Изменение динамики расходов по разным позициям весьма наглядно говорит о приоритетах населения в условиях ограниченных финансовых ресурсов. В этом плане показательно то, что возросли расходы на образование. Любопытно, что это одна из немногих позиций, где и сами затраты, и рост как по России, так и в Москве находятся примерно на одном уровне. Люди стали больше расходовать денег на дошкольные учреждения, на изучение иностранных языков.
Немного иная ситуация в медицинской сфере. Средние расходы по стране практически не изменились, а вот в Москве они пусть не радикально, но все же подросли. Отчасти это связано с развитием в столице частных медицинских учреждений. Для бизнеса же это означает, что вложения в эти сектора сохраняют перспективность. Хотя сами суммы не поражают большой величиной.
На этом фоне в Москве стабильно растут складские помещения, за последние три года они ежегодно прирастали на 1 млн кв. м. Объем рынка складкой недвижимости в городе превышает 20 млн кв. м. В 2016 году эта величина составляла 19 млн кв. м. Примерно 10% от них являются на сегодня вакантными. Отсюда возникает вопрос: есть ли смысл делать инвестиции в создание новых складских помещений? Но надо иметь в виду, что многие склады, особенно в границах Москвы, представляют из себя простые ангары.