Формы бизнеса и их характеристика | Журнал о розничной торговле

Формы бизнеса и их характеристика

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКАЯ АКАДЕМИЯ СЕРВИСА

ЮЖНО-РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски»

на тему: «Современные формы предпринимательства в РФ»

г. Ростов-на-Дону

2009

Содержание

Введение

1. Современный этап развития предпринимательства в России и организационно-правовые формы предприятий

1.1 Современный этап развития предпринимательства в России

1.2 Организационно-правовые формы предприятий

2. Организационно-правовые формы предпринимательства и их характеристика

2.1 Индивидуальный предприниматель

2.2 Общество с ограниченной ответственностью

2.3 Открытые и закрытые акционерные общества

2.4 Производственный кооператив

2.5 Товарищество (партнерство)

2.6 Государственное предприятие

3. Анализ целесообразности затрат предприятия и их классификация. Эффект операционного рычага. Выявление потенциальных зон предпринимательскогориска

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

В Российской Федерации на данный момент существует множество различных коммерческих организаций. Развитие предпринимательства и предпринимательской деятельности способствует росту экономики страны, увеличению поступлений денежных средств в бюджеты различных уровней, созданию дополнительных рабочих мест и, как следствие, снижению безработицы, снижению социальной напряженности в обществе.

Существование большого числа видов коммерческой деятельности в различных отраслях экономики объясняет необходимость разработки различных форм организации предпринимательской деятельности, основные характеристики которых будут способствовать эффективному функционированию хозяйствующего субъекта в выбранной им области бизнеса.

Актуальность данной работы заключается в том, что изучение основных форм организации предпринимательской деятельности и их характеристика необходимо для понимания тех процессов экономического развития страны, которые затрагивают всех ее граждан.

Целью данной работы является изучение современных форм предпринимательской деятельности и их основных характеристик.

Задачами работы являются:

— изучение современного этапа развития предпринимательской деятельности в России и законодательных норм, определяющих организационно-правовую форму предприятий;

— характеристика основных форм предпринимательской деятельности.

Для написания работы были использованы такие источники как нормативно правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность и ее основные формы, работы таких авторов как А.В. Бусыгин, М.Г. Лапуста, В.Я. Горфинкель и др.

1. Современный этап развития предпринимательства в России и организационно-правовые формы предприятий

1.1 Современный этап развития предпринимательства в России

На современном этапе развитию предпринимательства в России уделяется повышенное внимание. Руководство страны сознает, что для успешного развития экономики, увеличения ВВП и решения широкого спектра социальных проблем, явившихся следствием реформ постперестроечного периода необходимо создание и успешное функционирование большого числа хозяйствующих субъектов, занятых, прежде всего, в сфере малого и среднего бизнеса.

Нынешняя политика государства направлена на стимулирование предпринимательской деятельности и вовлечение в сферу малого и среднего предпринимательства как можно большего числа трудоспособного населения страны.

Введение упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход позволило значительному количеству предпринимателей снизить бремя налоговой нагрузки и заполнения сложных форм отчетов, позволив тем самым больше времени уделять непосредственно делу.

Значительным положительным моментом на современном этапе развития предпринимательства, который должен оказать стимулирующее воздействие для малого бизнеса, явилось выступление Премьер-министра Владимира Владимировича Путина, в котором он четко обозначил, что те предприниматели, которые уплачивают единый налог на вмененный доход — освобождены от обязанности применения в своей деятельности контрольно-кассовой техники. Данное положение было весьма положительно принято российским предпринимательским сообществом.

Также современный этап развития предпринимательства в России характеризуется тем, что государственная власть всерьез озабочена тем пагубным воздействием, которое оказывают на деловой климат в стране различные котрольно-надзорные органы, которые осуществляют проверку деятельности предприятий. Действия этих органов далеко не всегда соответствуют функциям, возложенным на них законодательством, а иногда — просто незаконны. Не секрет, что целью большинства проверок является не столько выявление и пресечение экономических преступлений, сколько желание должностных лиц получить взятку. Государство проводит политику по предотвращению таких негативных явлений. Это доказывает и риторика высших руководителей страны, например фраза Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева «хватит кошмарить бизнес», и также конкретные постановление, как, например, ограничение числа плановых проверок предприятий до одного раза в три года. Разумеется, принимаемых мер недостаточно, но положительная тенденция все же ощутима.

Современный этап развития предпринимательства в России можно охарактеризовать также тем, что на этом этапе стали появляться крупные компании, которые возникли не на базе приватизированной собственности, а, как принято говорить, с «нуля». Это крупные розничные торговые сети (Магнит, Евросеть), сельскохозяйственные предприятия (Юг Руси), предприятия пищевой промышленности (Вимм-Билль-Данн, Юнимилк), строительные компании. Многие компании строят новые промышленные предприятия, пример — строительство компанией «Эстар» металлургического производства в Красном Сулине. Недостаточно пока еще развито предпринимательство в сфере текстильного производства, хотя есть и исключения. Пример — компания «Глория Джинс», которая является достаточно крупным игроком не только на российском, но и на мировом рынке. Пока слабо развито предпринимательство в сфере информационных технологий, но отдельные успешные представители есть и в этой области. Примеры — 1С, «Лаборатория Касперского» и др.

Современный этап развития российского предпринимательства показывает, что есть перспектива развития экономики нашей страны не только на базе сырьевых ресурсов и ранее построенных в Советском Союзе, а затем приватизированных, предприятий. Задача государства — способствовать этому развитию.

1.2 Организационно-правовые формы предприятий

Вид и способ структурного построения предприятия (фирмы, компании и т.п.), предусмотренные законами и другими нормами хозяйственного права, зависящие от формы собственности, объёма и ассортимента выпускаемой продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т.д., представляют собой организационно-правовые формы хозяйствования.

Эти позволяют человеку или коллективу обрести официальный статус хозяйствующего субъекта, стать общественно признанным участником производственной, торговой или другой хозяйственной деятельности.

Предприятие представляет собой очень многостороннее, ёмкое и сложное понятие. Оно выступает самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, производит и реализует продукцию, товары и услуги, выполняет различные работы, занимается другими видами экономической деятельности.

Начало деятельности предприятия — это дата его государственной регистрации.

В новых законодательных актах и в ГК РФ введена новая экономическая категория организационно-правовая форма предприятия, с которой большинство управленцев и хозяйственников не встречались в условиях командно-административной экономики. В тех условиях существовало два типа предприятий: государственные и кооперативно-колхозные, различия между которыми были несущественны.

Понятие «предприятие» наиболее характерно для российской экономики. В развитых капиталистических странах оно используется крайне редко. Самым распространённым близким аналогом можно считать понятие «фирма». Под фирмой понимаются хозяйствующие субъекты или организации, компании или отдельные предприниматели, целью деятельности которых является получение доходов и прибыли.

В ГК РФ юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Каждый хозяйствующий субъект имеет целый ряд прав, часть из которых определяет его внутреннюю самоорганизацию, а другая — регулирует взаимоотношения с государством, юридическими и физическими лицами.

Именно последние взаимоотношения определяют многие стороны механизма хозяйствования. К их числу можно отнести права начинать и вести предпринимательскую деятельность; привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства; объекты интеллектуальной собственности и имущество; право самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции и устанавливать на неё цены; распоряжаться прибылью предприятия и другие права. И другое качество — иметь самостоятельный баланс или смету.

Организационно-правовая система в стране с 1 января 1995г. формируется в соответствии с ГК РФ.

При характеристике предприятий необходимо иметь в виду, что понятие «организационно-правовая форма» и понятие «предприятие» неидентичные. В рамках одного предприятия могут быть объединены в качестве его участников разные формы, а в отдельных организационно-правовых формах можно соединить несколько самостоятельных предприятий. Каждая из правовых форм предприятий имеет различную степень обособления их владельцев, собственников. Для этого достаточно сравнить права владельцев открытого акционерного общества (они имеют право лишь на часть имущества предприятия и ограничены в выполнении управленческих функций) и хозяйственного товарищества (в которых имеет место тесное сближение собственника и имущества и предоставлена возможность непосредственно выполнять функции управления предприятием). Все предприятия в соответствии с ГК РФ в зависимости от основной цели делятся на некоммерческие и коммерческие. Некоммерческие предприятия отличаются от коммерческих тем, что извлечение прибыли у первых не является основной целью и они не распределяют её между участниками.