Развитие малого и среднего бизнеса россии
Статистика
Согласно данным Министерства экономического развития, две из пяти российских компаний — малые. Каждый шестой, а с учетом индивидуальных предпринимателей, каждый пятый, занятый в экономике — это работник малого или среднего предприятия. Отраслевое распределение малых и средних предприятий характеризуется следующими показателями: предприятия оптовой и розничной торговли составляют более 40% от всех малых и средних предприятий. 18% предприятий заняты в сфере услуг, 12% — строительные компании, 11 % предприятий составляют обрабатывающие производства. Индивидуальные предприниматели работают в основном в сфере торговли и бытовых услуг. 96% предприятий, осуществляющих технологические инновации, заняты в сфере обрабатывающих производств.
Преимущества малого и среднего бизнеса
Малый и средний бизнес в нашей стране производит пятую часть валового внутреннего продукта. Вклад малого и среднего предпринимательства в развитие экономики России определяется его гибкостью и мобильностью реагирования на изменение рыночной спроса. Малый бизнес быстрее апробирует инновации. Именно с его развитием связаны надежды на увеличение в социальной структуре нашей страны среднего класса — фундамента социальной стабильности и модернизации. Малое предпринимательство помогает гражданам, оставшимся без работы, найти новое рабочее место и сохранить уровень доходов.
Стратегические задачи
Стратегическая задача России в развитии малого и среднего предпринимательства до 2020 года, которую ставит правительство, состоит в том, чтобы приблизиться по основным показателям к экономическим развитым странам мира. Доля малых и средних компаний в ВВП должна составлять не менее 40% (вместо 20% сейчас). Доля занятых на малых и средних компаниях должна приблизиться к 50% всего занятого в экономике населения (вместо 20% сейчас). Россия должна приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело. Этот показатель составляет 10% от всех граждан страны. Поэтому одна из основных задач в ближайшее время — это увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства и их вклада в развитие экономики.
Решения
Государственная политика содействия развитию предпринимательства определяется необходимостью создания в России конкурентной среды. Высокое качество товаров и услуг задается конкуренцией за клиента. «Число проверок субъектов предпринимательства нами уже снижено, введен уведомительный порядок открытия бизнеса, упрощен порядок лицензирования, вводится электронный канал, по которому можно будет лицензировать свою продукцию, обеспечивается недискриминационный доступ к услугам железных дорог страны, электронным торгам», — отметила министр экономического развития Российской Федерации Эльвира Набиуллина, выступая на форуме «Конкуренция в России: как создать благоприятный климат для развития бизнеса». Законодательство расширяет возможности по защите интересов малых и средних компаний. Создаются условия для поддержки общественных организации предпринимателей — необходимого элемента гражданского общества. На поддержку малого и среднего бизнеса в 2012 году направлено около 0,2% расходов федерального бюджета.
Основные направления государственной поддержки
Каковы основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства? На основе Карты проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства», разработанной Министерством экономического развития выделим ключевые направления реализации государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса.
Повышение спроса через доступность государственного и муниципального заказа
Ключевая проблема малых и средних предприятий — это невысокий уровень спроса на их продукцию. По мнению Министерства экономического развития, реальный способ решения этой проблемы состоит в обеспечении доступности государственного и муниципального заказа для малых и средних компаний. Сегодня уже многое сделано в этом направлении: законодательство о государственном заказе предусматривает квоты для малого бизнеса на закупки государственных корпораций и естественных монополий. Развиваются электронные аукционы, благодаря которым обеспечивается реальное участие малого предпринимательства в поставках своей продукции для государственных и муниципальных нужд. Государство заинтересовано в дальнейшем увеличении размещения у субъектов малого и среднего предпринимательства государственного (муниципального) заказа и заказа естественных монополий и государственных корпораций.
Механизм участия малых и средних предприятий в госзакупках
Конкурентная борьба за выгодный государственный заказ потребует от малых и средних предприятий знакомства с механизмом электронных торгов. Согласно закону, государственные и муниципальные закупки осуществляются в основном через электронные аукционы. Сначала необходимо оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП). Затем — пройти аккредитацию на одной из пяти официальных электронных торговых площадках, определенных Правительством для государственных закупок (http://etp.roseltorg.ru/, http://www.zakazrf.ru/, http://www.sberbank-ast.ru/, http://www.rts-tender.ru/, http://www.etp-micex.ru/). На основе информации о проводимых электронных аукционах нужно выбрать интересующий аукцион и подать заявку на участие. Заявка должна соответствовать требованиям аукционной документации к качеству, к безопасности, к техническим характеристикам товара, работ или услуг. К заявке необходимо приложить лицензии, сертификаты, допуски, которые установил госзаказчик. Подав лучшее ценовое предложение, потенциальный поставщик обеспечивает себе победу в электронном аукционе. С победителем согласовываются все значимые условия и подписывается государственный контракт.
Повышение конкурентоспособности малых и средних компаний за счет субсидий предприятиям- экспортерам
Вступление России в Всемирную Торговую Организацию ставит на повестку дня задачу повышения конкурентоспособности малых и средних компаний. Для того, чтобы стимулировать работу «малышей» по повышению спроса на свою продукцию за счет роста её конкурентоспособности, малым и средним предприятия, экспортирующим свою продукцию, предоставляются финансовые субсидии за счет средств бюджетов всех уровней. В рамках этой программы субсидии уже получили несколько сотен компаний. В 2012 году их число планируется увеличить до 1000.
Доступность офисной и производственной недвижимости
Ещё одно направление государственной поддержки «малышей» связано с повышением доступности офисной и производственной недвижимости для 70% субъектов малого и среднего предпринимательства, которые сталкивается с этой проблемой. Органы власти решают её путем предоставления преимущественного права выкупа малыми компаниями арендуемых помещений, а также путем формирования перечней имущества для целевого предоставления в аренду компаниям малого и среднего предпринимательства во всех субъектах Российской Федерации. В результате работы в этом направлении, предполагают в Министерстве экономического развития, должно появиться около 5000 новых собственников — малых и средних компаний.
Доступность технологической инфраструктуры
Государство планирует облегчить для малых компаний доступ к объектам недвижимости, относящимся и к технологической инфраструктуре (электросети, газовая и коммунальная инфраструктура). Сегодня третью часть затрат малых и средних компаний, начинающих бизнес, в общих затратах на начало дела составляют затраты на доступ к технологической инфраструктуре. Использование типового договора, снижение тарифов на присоединение, внедрение независимой экспертизы позволят снижать долю затрат на доступ к технологической инфраструктуре.
Грантовая поддержка предпринимателей
Грантовая поддержка в первую очередь оказывается трем категориям предприятий: инновационным малым компаниям, компаниям, осуществляющим модернизацию производства и экспорт произведенной продукции, и начинающим предпринимателям.
Наиболее востребованными являются микрофинансирование и обучающие программы.
Начинающим малым инновационным компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях, выделяют грант, составляющий 0,5 млн. рублей на одного получателя поддержки — юридическое лицо. Во всех субъектах Российской Федерации практикуется поддержка начинающих предпринимателей через систему грантов. Необходимым условием предоставления грантовой поддержки начинающим предпринимателям является прохождение курсов по основам права, налогообложения, управления. Приоритет отдается краткосрочным курсам (до 100 часов). Такое обучение позволяет сориентироваться в основах предпринимательства и новичкам, и людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации. Бизнес-образование для стартующих предпринимателей позволяет повысить «выживаемость» малых компаний в первые, самые трудные, три года деятельности.
Финансовая поддержка
Одна из крупных задач — расширение финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная и региональные программы поддержки малого и среднего предпринимательства обеспечивают субсидирование затрат на уплату процентов за кредиты малых компаний. По данным Министерства экономического развития, предполагается двухкратное повышение капитализации региональных гарантийных фондов поручительств по кредитам малых компаний, в том числе за счет нового механизма государственных гарантий. Осуществляется формирование сети фондов прямых инвестиций в малые компании и фондов инвестиций в инновационные разработки малых компаний.
Сокращение административной нагрузки на бизнес
Закон 294-ФЗ «О защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля» позволил сократить внеплановые проверки бизнеса, снизить административное давление на предпринимателей и тем самым обеспечил дополнительный рост экономики в самом динамичном и чувствительном к комфортной бизнес-среде секторе экономики. Поэтому работа по сокращению административных барьеров, по недопущению появления новых барьеров определена как первоочередная в деятельности государственных органов.
Формирование института «обратной связи» с предпринимателями через предпринимательские объединения
Для оценки влияния принимаемых органами исполнительной власти решений и диалога между бизнесом и властью формируется институт «обратной связи» с предпринимателями. Сейчас в России действуют 4 крупных предпринимательских объединения: «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленная палата Российской Федерации, «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей). Предпринимательские объединения призваны внести существенный вклад в совместную работу с властью по преодолению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пропаганда предпринимательства
Для того, чтобы приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело, планируется использовать возможности телевидения, радио, Интернета для популяризации идей предпринимательства, развития интереса у молодых людей к самостоятельной деловой активности, разъяснения государственной политики содействия развитию предпринимательства.
Обобщая направления государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса, отметим следующее:
1.Модернизация российской экономики напрямую связана с увеличением числа субъектов малого и среднего предпринимательства и их вклада в развитие экономики.
2.Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России связаны с государственной политикой содействия развитию предпринимательства, с совершенствованием законодательства по защите интересов малых и средних компаний, с поддержкой общественных организаций предпринимателей.
3.Государственная поддержка осуществляется по нескольким направлениям: повышение доступности для субъектов малого и среднего предпринимательства производственной, технологической, офисной инфраструктуры, а также государственного (муниципального) заказа через электронные аукционы, поддержка инновационных компаний и экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, которые производят конкурентоспособную продукцию, микрофинансирование, гранты, обучающие программы.