Малый инновационный бизнес в россии | Журнал о розничной торговле

Малый инновационный бизнес в россии

Статья опубликована в рамках:

XXXVIII Международной научно-практической конференции «Экономика и современный менеджмент: теория и практика» (Россия, г. Новосибирск, 02 июня 2014 г.)

Выходные данные сборника:

«Экономика и современный менеджмент: теория и практика»: сборник статей по материалам XXXVIII международной научно-практической конференции. (02 июня 2014 г.)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Орлова Евгения Петровна

канд. экон. наук, доцент Российский Экономический Университет (РЭУ) им. Плеханова, РФ, г. Тула

E-mail:

PROBLEMS OF DEVELOPMENT SMALL INNOVATIVE BUSINESS IN RUSSIA

Orlova Evgeniya

candidate of economic sciences, associate professor of the State University RGTU, Russia, Tula

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам развития инновационного малого и среднего бизнеса в России, формам его Государственной поддержке, оценке его развития в Тульской области.

ABSTRACT

Article is devoted to questions of development of innovative small and medium business in Russia, to forms to its State support, an assessment of its development in Tula region.

Ключевые слова: малые предприятия; инвестиции; инновационный бизнес; государственная поддержка; инвестиционный налоговый кредит; микрофинансирование; софинансирование; конкурентоспособность.

Keywords: small enterprises; investments; innovative business; state support; investment tax credit; microfinancing; joint financing; competitiveness.

Переход экономики страны на инновационный путь развития предполагает активное участие в данном процессе предприятий малого бизнеса, поскольку специфика данных предприятий, а именно возможность в гибком оперативном управлении, невысокие управленческие расходы, высокая скорость оборачиваемости капитала и мобильность способствуют сокращению сроков реализации инновационных проектов.

История развития малого бизнеса за рубежом показала, что в таких развитых странах как Великобритания, Франция, Германия, Бельгия, Канада развитие малого предпринимательства обеспечило создание среднего класса страны; в Японии, Канаде, Мексике и Сингапуре способствовало созданию новых рынков.

Развитие малого бизнеса в России значительно отстает по своим объемам и характеру развития от западных стран. В настоящее время участие малого бизнеса в инвестиционном процессе является одной из актуальных задач Российской экономики, поскольку доля инновационного малого бизнеса в общем объеме малых предприятий России не превышает в последние годы 1,5 %. Правительством РФ ставится задача к 2020 году повысить долю инновационного малого бизнеса до 10 %.

Одной из основных причин низкого развития инновационного малого бизнеса является дефицит источников инвестиций. Внутренних источников инвестиций, к которым относятся амортизационные отчисления и чистая прибыль явно не достаточно. Недостаток амортизации связан прежде всего с тем, что малые предприятия, большая часть которых занята розничной, оптовой торговлей, оказанием услуг населению не обладает существенным объемом собственных основных фондов. Размеры получаемой чистой прибыли не позволяют заниматься финансированием исследовательских работ. Государственная поддержка малого бизнеса может осуществляться в формах, определенных в постановлении Правительства РФ от 22.11.1997 № 1470 «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации» [4].

Формами государственной поддержки согласно данному постановлению является предоставление грантов и дотаций на безвозмездной основе, получение ресурсов из бюджета развития РФ, долевого участия государства. По результатам участия в конкурсах бизнес-планов инвестиционных проектов малые предприятия могут получить инвестиции за счет региональных программ. На первое января 2012 года объем банковских кредитов малому и среднему бизнесу составил всего 3,84 %, в то время как корпоративные кредиты составили 13,87 % [4].

В качестве источника финансирования можно рассматривать инвестиционный налоговый кредит, который по решению органов власти предоставляется виде отсрочки платежей по налогу на прибыль и местным налогам на срок до 5 лет, при условии его возвратности. Данный налоговый кредит может быть получен только на специальные цели, например: на охрану природы, на развитие производства дефицитной продукции, на производство принципиально новой продукции.

Использование в качестве инновационного источника зарубежных инвестиций затруднительно, поскольку они, прежде всего, направляются в сырьевые отрасли производства, обеспечивающие высокую прибыльность.

В последние годы появился новый источник инвестирования — микрофинансирование, которое дает возможность организовать бизнес-процессы без наличия собственного капитала. Данную процедуру могут организовать государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства. Микрофинансирование широко распространено в западных странах, а в России проходит этап становления. В настоящее время средний размер займа при микрофинансировании в России не превышает 100 тыс. руб., что явно недостаточно для организации инвестиционного бизнес-проекта.

Примером успешного использования микрофинансирования являются США, где успешно реализуются федеральные программы «Иннновационные исследования в малом бизнесе», «Трансферт технологий малого бизнеса», которые обеспечивают ежегодно реализацию свыше двух тысяч инновационных проектов. В Японии в составе министерства внешней торговли и промышленности создано управление малых предприятий, которым предоставляют безвозмездную помощь на реализацию научно-технических программ. Во Франции финансово-кредитную поддержку со стороны государства малым предприятиям осуществляют через структуру «кредит для мелких и средних фирм».

Департамент развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ разрабатывает новые меры поддержки малого предпринимательства, в частности софинансирования при обновлении производства. В этом случае предприятие, вложившее средства в обновление производства, сможет получить субсидию от государства в размере 50% от произведенных затрат на покупку основных средств. Субсидия планируется для предприятий малого и среднего бизнеса с численностью работников от 50 человек. Государство планирует увеличить объемы поддержки программ по лизингу от 1 до 15 млн. руб.

Для обоснованного распределения финансовых ресурсов необходима объективная оценка финансового состояния организации. Для малого бизнеса не разработана система показателей оценки финансового состояния предприятия, учитывающая их специфику. Данная проблема более подробно анализировалась ранее автором в ряде работ [2].

Помимо проблемы источников инвестирования существует проблема отсутствия условий развитий спроса на инновационные продукты. Прежде всего такой спрос должен быть организован со стороны государства.

Для создания малого инновационного бизнеса требуется соответствующий образовательный уровень профессионального образования персонала, что может быть обеспечено соответствующими программами высшего и среднего образования и возможностью повышения уровня образования персонала малых предприятий по приемлемым финансовым затратам. Высказываются мнения о целесообразности восстановления системы сбыта, списанного научного и технологического оборудования, которое может быть использовано в инновационных проектах. Для оперативного поиска такого оборудования необходимо создание современной информационной системы, которая позволит осуществлять поиск необходимого технического оснащения бизнес-проекта.

Выделение инвестиционных средств требует проведения объективной оценки конкурентоспособности и кредитоспособности предприятия, что в настоящее время затруднительно, в силу отсутствия разработанной технологии.

Существуют предложения по оценке уровня конкурентоспособности малого предприятия на основе комплексного показателя, представляющего совокупность интегральных показателей, характеризующих имущественный, финансовый, инновационный, экологический, организационный и сберегающий ресурсы потенциал [3].

Представляет интерес также система индикаторов, которая может быть рекомендована для оценки влияния региональной политики на рыночную устойчивость системы «малое предпринимательство», которая позволяет количественно оценить региональную ценность предприятия, объем бюджетного финансирования в малое предпринимательство региона и степень поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне.

Оценка инновационного процесса в малом и среднем бизнесе Тульской области показала, что в последние годы в число инновационных предприятий можно причислить около 50 компаний. Ведется работа по презентации таких инновационных разработок, как система многоточечного автоматического непрерывного контроля безопасного состояния высотных сооружений и мониторинга судов; расширение производства сталеразливочных систем и модернизации металлургических предприятий; термическая и химико-термическая обработка металлов в кипящем слое наноструктурированного катализатора; автоматизированный мельничный комплекс для тонкого помола минерального сырья и техногенных отходов; технология новейших высокотемпературных печей для обеззараживания и утилизации зараженных грунтов; лазерный раскрой стальных листов больших размеров с дистанционным контролем автономного носителя инструментов.

Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в Тульской области в 2013 году составила 300 млн. руб.

Тульская Торгово-промышленная палата с целью поиска российских и зарубежных партнеров проводит презентацию инновационных проектов малого и среднего бизнеса в Российской Сети Трансфера Технологий [1].