Открытие бизнеса по франшизе
Прежде чем ответить на этот вопрос, мы сделаем небольшой экскурс в понятие франчайзинга. Что это такое и какая его роль в бизнесе?
Франчайзинг
— это форма предпринимательства, при которой одна компания (франчайзер) предоставляет право юридическому или физическому лицу (франчайзи) действовать от своего имени, расширяя, тем самым, рынок сбыта франчайзера.
Преимущество франшизы перед бизнесом с нуля заключается в том, что она окупается быстрее. Также, франшиза застрахована от некоторых видов риска и сложностей, которые ждут предпринимателя, развивающего бизнес с самого начала.
Объектом бизнеса по франшизе может послужить:
- любой производственный процесс;
- продукт
- услуга
- товар, который сочетает вышеперечисленные пункты.
В роли франчайзера может выступать крупная организация с известной торговой маркой и высокой узнаваемостью на рынке. Франчайзи — это предприниматель, который получил право на открытие бизнеса по франшизе. Франчайзинговая система может включать несколько франчайзи, в то время как франчайзер может быть лишь один.
Содержание
- 1 Оплата франшизы
- 2 Открыть бизнес по франшизе: с чего начать?
- 3 Где взять деньги на покупку франшизы
- 4 Какой бизнес открыть по франшизе: выбираем компанию-продавца
- 5 Открытие франшизы: следующие шаги
Оплата франшизы
- Паушальный платеж — одноразовая оплата, которую производит франчайзи за право вести коммерческую деятельность от имени франчайзера.
- Роялти — регулярный платеж компании-франчайзеру за поддержку и развитие франшизы.
- Любые дополнительные платежы, которые производятся для покрытия затрат на дополнительные услуги.
Открыть бизнес по франшизе: с чего начать?
Для начала определитесь с нишей, в которой планируете развивать бизнес. Наверняка вы не раз слышали советы о том, что вкладывать свои усилия и ресурсы стоит только в то дело, которое вас лично интересует и привлекает. Оно может быть сопряжено с вашими хобби и увлечениями.
Другой фактор, который стоит брать во внимание — ваши финансовые ресурсы. Некоторые виды бизнеса по франшизе относятся к особо дорогостоящим: отели, рестораны, фитнес-клубы, например.
Где взять деньги на покупку франшизы
Наиболее очевидный источник финансирования — собственные средства. Но, за неимением достаточной суммы для открытия бизнеса по франшизе, можно взять кредит в банке.
Бывают случаи, когда в роли инвестора для запуска и развития франшизы выступает сам франчайзер. Подающий надежды сотрудник может возглавить филиал компании, и, со временем, стать его собственником (без личных финансовых вложений).
Внешние инвесторы более охотно подключаются к бизнесу, связанному с известной маркой, нежели к малоизвестным стартапам.
Какой бизнес открыть по франшизе: выбираем компанию-продавца
Предложений открыть франшизу на рынке много, но важно отличать действительно выгодные варианты. Есть некоторые характеристики перспективных компаний-франчайзеров:
- наличие процветающих франшиз. Положительный опыт других франчайзи подскажет вам, что с выбранной компанией стоит сотрудничать.
- Срок работы компании. Ориентируйтесь на франчайзера, который успел зарекомендовать себя на рынке в качестве надежного партнера, продолжает развиваться и получать стабильный доход.
- Помощь в развитии франшизы. Уточните, какие именно меры предпринимает компания, содействуя франчайзи в процессе выхода на рынок. И все пункты предполагаемой поддержки должны быть зафиксированы в договоре.
- Наличие бизнес-плана и стратегии развития франшизы. Серьезные франчайзеры зачастую сами создают план по развитию франшизы, а также предлагают систему оценки ее успешности. В то время как ненадежные компании интересуются только возможной прибылью от работы франшизы.
Но даже при наличии самых выгодных условий для покупки франшизы, не забывайте — большая часть успеха зависит от ваших усилий. Поэтому хорошо изучите рынок, определите уровень спроса на товары/услуги, с которыми собираетесь работать, изучите конкурентов.
Открытие франшизы: следующие шаги
Если этап выбора франчайзера успешно пройден, вы грамотно оценили все риски и перспективы, тогда пора переходить к следующим ключевым шагам.
Проработка бизнес-плана Как упоминалось выше, серьезные компании предоставляют своим франчайзи подробный бизнес-план с прогнозом расходов, прибыли, перечнем необходимых капиталовложений. Такой план зачастую необходимо актуализировать и внести коррективы, взяв во внимание специфику условий, в которых будет развиваться франшиза. На эти условия может влиять география, сезонность, экономические факторы и т.д. Ваша задача здесь — привести в соответствие стандартный бизнес-план к вашим индивидуальным условиям.
Проект помещения Перед тем, как выбирать и облагораживать помещение для будущей компании, узнайте все требования, которые предъявляет компания к франчайзи. Обычно франчайзеры предоставляют подробный перечень указаний по площади и расположению торговой точки/предприятия, а также специфичные характеристики состава персонала. Серьезная компания снабдит вас дизайн-проектом помещения, и, возможно, организует обучение для будущих сотрудников. И это — далеко не полный перечень всего, что может предложить франчайзер для запуска и развития франшизы. Все должно обсуждаться индивидуально. Коммуникация с компанией-продавцом После успешного запуска франшизы франчайзер и франчайзи должны регулярно взаимодействовать для правильного развития всех бизнес-процессов. К примеру, продавец франшизы может взять на себя маркетинговые активности нового проекта, повышение квалификации персонала, стимулирование продаж т.д. Обязательно проговорите все эти моменты с франчайзером до того, как примите окончательное решение открывать свой бизнес по франшизе.
Хорошая подготовка, сбор информации о рынке и потенциальных продавцах дадут вам возможность открыть свою компанию максимально выгодно. Успехов вам!