Интернет-гиганты Китая получат более строгое антимонопольное регулирование
Новый законопроект Китая с антимонопольными правилами обвалил акции Alibaba, Tencent и Meituan, поскольку изменения предусматривают более жесткий контроль монополистов и пресечение некоторых практик может отразится снижением прибылей.
Новый законопроект Китая по антимонопольной политике, вышедший во вторник, ознаменовал начало более жесткого регулирования интернет-компаний в стране.
Новые правила китайской Государственной администрации по регулированию рынка (SAMR) в значительной степени коснуться крупных технологических компаний Китая, при этом, их целью является обеспечение справедливых условий конкуренции и поддержка малого бизнеса страны.
Окончательный текст законопроекта будет утвержден в декабре, до конца ноября регулятор будет выяснять мнение и позицию общественности.
«Политика (SAMR) явно нацелена на технологических гигантов. Платформы электронной коммерции, онлайн-доставки еды и такси, вероятно, получат наибольший удар из-за того, насколько сконцентрированы эти сектора», — сказал Алан Ли, управляющий портфелем Atta Capital в Гонконге. «Вероятно, это всего лишь первый предупредительный выстрел».
Как изменение антимонопольных правил отразится на Alibaba
Акции Alibaba (BABA), увеличившиеся на 25,25% с начала года, потеряли 13% своей цены за последние две недели.
Первым ударом стала приостановка IPO крупнейшей fintech-компании Китая Ant Group, 33% акций которой принадлежат Alibaba, из-за законодательных изменений в правилах онлайн-микрокредитования.
Центральный банк Китая и регулирующие органы хотят взять под контроль доминирование Ant Group, так как обеспокоены охватом компании в 1,3 миллиарда пользователей, который будет влиять на финансовую систему страны в целом.
IPO Ant Group должно было быть крупнейшим в мире, пока не ясно, когда оно будет возобновлено.
Что касается непосредственно компании Alibaba, — под удар новых антимонопольных правил попадает его бизнес электронной торговли. Alibaba и JD.com (JD) доминируют на рынке онлайн-розничной торговли в Китае, вместе составляя примерно три четверти китайской электронной торговли.
По состоянию на сентябрь у Alibaba было 881 миллион активных пользователей мобильных устройств в месяц — это более половины населения Китая.
Более жесткое антимонопольное регулирование по новому законопроекту может влиять:
-
на практики платформы электронной торговли Alibaba Tmall, которые предусматривают блокирование продавцов, если они одновременно используют конкурирующую платформу (отдельные компании уже судились с Tmall из-за этих незаконных требований);
-
на сделки поглощения или формирование союзов для вытеснения конкурентов;
-
практики сбора конфиденциальных данных потребителей;
-
незаконными могут быть объявлены практики предоставления клиентам дифференцированных цен на основе их истории покупок и профилей;
-
использование скидок может быть расценено как препятствование честной конкуренции;
-
запрет на продажи по демпинговым ценам (в убыток), чтобы устранить конкурентов;
Какие компании пострадают от новых антимонопольных правил Китая
Помимо Alibaba, новые правил затронут Tencent, Meituan, Pinduoduo (PDD) и JD.com.
Доминирование Tencent в Китае охватывает такие области, как онлайн-игры, социальные сети (чат WeChat), онлайн-музыка, видео и онлайн-чтение китайской литературы. Изменения, вероятно, затронут практики сбора и использования пользовательских данных в этих приложениях.
Новые правила будущих слияний и поглощений также могут создать больше препятствий для Tencent.
Крупнейшая платформа доставки еды в Китае Meituan, конкурирующая с Ele.me от Alibaba, может столкнуться с ограничениями в размере премий, которые платят рестораны за доставку.
Представители компаний общественного питания в Китае высказывали свое недовольство высокими комиссионными, взимаемыми приложениями доставки, что вынуждает снижать цену и сокращает прибыль. Представители малого ресторанного бизнеса Китая также утверждали, что у них нет переговорной позиции по комиссиям, взимаемым интернет-гигантами.
Что касается Pinduoduo, деятельность ее платформы электронных продаж также может быть затронута, если новые правила ограничат использование скидок. В прошлом году Pinduoduo заявила, что купоны и скидки, предоставляемые продавцами на ее платформе, достигли $1,5 млрд. Аналитики указывают, что компания использует скидки как основную стратегию по привлечению пользователей.
Риски для JD.com аналогичны рискам для Alibaba, компания также использует скидки и акции в рамках своей рекламной деятельности, но, по мнению аналитиков, они не играют такой важной роли для компании, как для Pinduoduo.
Эксперты Morgan Stanley считают, что новые предлагаемые правила не окажут сегодня такого сильного влияния на гигантов электронной коммерции, как это было бы несколько лет назад. В настоящее время конкурентная среда в электронной коммерции и без того жесткая и некоторая доля рынка, например, компании Alibaba, уже отторгнута таким конкурентом как Pinduoduo, а доля бизнеса Tencent — компанией Bytedance.
Также пока неясно как регулирование скидок может повлиять на «рекламную деятельность и в какой степени скидки будут расценены как нарушение антимонопольных правил», — заявили аналитики.
По данным Daxue Consulting и McKinsey & Co., Alibaba и Meituan существенно повлияли на повседневную жизнь людей в Китае за последнее десятилетие — по оценкам, 400 миллионов человек в стране сейчас заказывают доставку еды со своих смартфонов и 855 миллионов делают покупки в интернете.