Шоколад ручной работы как сделать бизнес
С кондитером Еленой Слободянюк, идейной вдохновительницей и хозяйкой Noel bakery, мы встретились в кондитерской мастерской, где на наших глазах шоколадно-сливочная масса превращается в стройные ряды конфет под рукой мастера. Елена растапливает шоколад и прокрашивает формы для конфет специальной смесью из какао-масла и пищевых красителей. Ее Noel bakery специализируется на корпусных конфетах — сладостях, которые создаются из разлитого по формам правильно нагретого шоколада.
В течение десяти лет она работала в разных сферах — от бухгалтерии до PR, прежде чем решила посвятить себя давнему хобби — выпечку и десерты всегда с удовольствием готовила для домашних. «Пока искала себе новую сферу деятельности, пекла кексы и чизкейки. Очередной десерт сфотографировала и выложила в Facebook. Сразу получила два заказа от друзей» — рассказывает Елена.
Это было в декабре 2016 года, как раз в канун зимних праздников. Вслед за чизкейками стали заказывать праздничные кексы — с цукатами, орехами и шоколадной глазурью. Кухня стала превращаться в рождественскую пекарню. Так появился бренд Noel bakery (фр. Noel — Рождество).
Больших финансовых вложений домашняя выпечка не требовала — духовка, миксер и другая кухонная утварь есть под рукой у каждой хозяйки. Не пришлось тратиться и на услуги дизайнера — логотип для новорожденного бренда разработал молодой человек Елены. Теплые цвета, золотой и оранжевый, как нельзя лучше отражали дух — домашняя выпечка прямо из духового шкафа.
Содержание
- 1 Неслучайная случайность
- 2 Подводные камни B2B
- 3 Любой каприз
- 4 Без посредников
Неслучайная случайность
«В январе случайно у себя на почте обнаружила письмо-рассылку, где сообщалось, что осталось одно место на мастер-класс по изготовлению шоколадных корпусных конфет,» — вспоминает Елена. — «Обычно я этот ящик не проверяю. Он у меня исключительно для интернет-магазинов и прочего спама. Поэтому решила, что это знак».
Стоили курсы минимально для подобного мероприятия — всего $100, однако даже этой суммы на карте не было. Тогда девушка решила продать планшет. И дальше все закрутилось как по волшебству — покупатель нашелся за час, сразу перечислил деньги, которые Елена тут же отправила в качестве предоплаты за мастер-класс. За два дня обучения Елена узнала все о приготовлении корпусных конфет. Кондитерскими секретами делилась ученица французских мастеров, поэтому вся технология — практически из первых рук. Дальше Елена, используя полученные знания, стала экспериментировать в новом для себя виде кондитерского искусства.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как построить ювелирный бизнес с нуля — история бренда kochut
«Сначала я заказала две поликарбонатные формы для конфет и все доступные виды шоколада по 200 г — хотела понять, как „ведет“ себя разный шоколад, и выбрать подходящий. Отобрала „фаворитов“, с которыми работаю до сих пор. Тогда же выяснилось, что 200 г недостаточно для заливки даже для одной формы» — говорит Елена, ловко замешивая начинку из сливок и чая матча.
Все, что нужно было для приготовления конфет — инструменты и сырье, — она заказывала в Украине. В итоге по цене получилось не дороже, чем посылка с Amazon. Однако украинские поставщики только привозят шоколад, производят его все же в Европе. Попробовав французский, бельгийский, испанский и итальянский, Елена остановила свой выбор на последнем — у него оптимальное соотношение цены и качества. В розничных интернет-магазинах можно купить от 100 г. Тем, кто выходит на большие объемы производства, выгодней и удобней работать с дистрибьюторами напрямую — у них можно закупать сырье от 5 кг.
Суть технологии изготовления корпусных конфет — в темперировании, создании правильных перепадов температуры в процессе растапливания и разливания шоколада по формам. Если температурный режим не соблюдается, возникает разного рода брак — шоколад плохо застывает, деформируется, крошится и так далее. Со всем этим Елена столкнулась в процессе «дрессировки» шоколада.
«Свою первую „партию“ конфет — 42 штуки — я делала сутки, и смертельно устала. Казалось, что это был какой-то гигантский объем работы, а в итоге половина застряла в форме из-за нарушения технологии. Зато благодаря таким „тренировочным“ партиям я узнала о массе технических нюансов. Например, что время застывания шоколада напрямую связано с температурой в помещении. В жару шоколад может вообще не застыть, оставаясь в состоянии пасты», — рассказывает Елена.
Первые партии конфет кондитер сделала с начинками «банан-маракуйя» и «кофе». Они быстро разошлись среди друзей и Facebook-подписчиков. Пригодился и логотип — его отпечатали на стикерах и конфеты упаковывали в брендированные коробки.
Подводные камни B2B
В то же время Noel bakery начали осваивать B2B-сегмент — отдали конфеты на реализацию в несколько кофеен. По словам Елены, в таком сотрудничестве имеются свои нюансы:
- Конкуренция. Конфетам ручной работы сложно конкурировать с другими десертами в аналогичной ценовой категории. Если клиенту предлагают выбрать между маленькой конфетой и большим зефиром либо макаронс, он с малой долей вероятности купит конфету. Елена говорит, что в этом направлении еще нужно хорошо поработать — взаимодействовать с персоналом заведений и регулярно проводить промо.
- Цена. Для B2B-продаж устанавливается дисконтная цена, даже при маленьких объемах. Только так у владельца заведения есть возможность поставить конкурентную цену. А усилий на такие заказы требуется больше. Кроме производства, много времени уходит на коммуникацию с партнерами и клиентами кофеен.
- Контроль за реализацией. 2-4 недели — средний срок годности корпусной конфеты, если ее хранят при температуре от 12 до 18 градусов. По словам Елены, очень сложно проследить, насколько добросовестно партнер соблюдает эти условия хранения. В таких случаях репутацией рискуют обе стороны.
«Наш опыт работы с кофейнями сложно назвать положительным. Мы временно отказались от такого сотрудничества — сейчас оно малопродуктивно. Мне кажется, успешно продавать свой продукт можно только в своем заведении, проводя дегустации и другие промо-кампании» — рассказывает хозяйка Noel bakery.
Любой каприз
Весь рынок конфет ручной работы можно условно разделить на несколько сегментов: корпусные конфеты, трюфельные конфеты, healthy-сладости с сухофруктами и медом, фаджи — конфеты из молочного ириса с разными добавками, и обливные конфеты (начинка обливается жидким шоколадом).
Noel bakery выходили на частично освоенный рынок корпусных конфет — к тому времени в Киеве работали не менее пяти аналогичных производителей. «Чтобы выделиться среди конкурентов, на первых порах мы сделали доставку бесплатной, но эта опция оказалась убыточной для нас и мы ее оставили только для крупных сделок», — говорит Елена. Поэтому она сосредоточилась на другом конкурентном преимуществе бренда — персонализированном подходе. Noel bakery делают конфеты с любой начинкой на заказ. Основательница отмечает, что для клиента важно и ценно получить коробку конфет, сделанных для него лично.
«Хотите начинку из пива „Guinness“ и прослойку из бородинского хлеба? Без проблем»
Елене случалось готовить партии конфет с сыром Дор Блю, аперолем или даже апельсиновой карамелью с бальзамическим уксусом и семенами ванили. При этом есть множество клиентов, которые заказ формулируют просто «нам любых ваших конфет». Ассорти из разных начинок — самый популярный заказ. На такие случаи в кондитерском цеху всегда есть 5-6 вкусов в наличии.
Все начинки корпусных конфет делятся на четыре категории: карамельные, гелевые, ганаш и комбинированные — у каждой есть своя технология приготовления и секреты использования.
Карамельные начинки могут готовиться с добавлением разных фруктовых пюре. Елена использует замороженные пюре профессионального качества из Бельгии и Франции. Все классические и новые рецепты начинок от европейских мастеров составлены из расчета как раз на такие пюре, которые стабилизированы по вкусу и консистенции. Они либо вообще без сахара, либо на 90% состоят из фруктов, на которые приходится 10% сахара. Аналогичные пюре украинского производства содержат гораздо больше сахара — порядка 30%.
Гелевые начинки создаются на основе природных загустителей — пектина и агар-агара. Они превращают любую жидкость, например, алкогольный напиток, в желе различной плотности. Регулируя температуру и пропорции, на выходе можно получить разную консистенцию — от соусного типа до мармеладного.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Фабрика уюта: как выходить на рынок с нишевым продуктом
Ганаш — это эмульсия из шоколада и сливок в определенной пропорции. Сливки ароматизируются разными добавками — чаем, травами и соцветиями, специями, алкоголем и многим другим.
Свой рабочий процесс Елена организовала таким образом, чтобы готовить партию из 400-500 конфет за сутки. Всем производством занимается сама основательница вместе с сестрой. Вдвоем растапливают шоколад, разливают по формам, делают начинки, и запечатывают конфеты. Минимум 300 конфет в сутки готовятся независимо от объема заказов. Исключение составляют летние месяцы — «низкий» сезон для конфет. Продажи падают в несколько раз, и в это время года Noel bakery частично переориентируется на легкие десерты с фруктами.
Без посредников
В течение первого года работы кондитерской все вырученные деньги основательница реинвестировала в бизнес, не привлекая сторонних средств.
«Всегда нужно понимать, что в первые полгода, пока вы развиваете бизнес, надо иметь финансовую „подушку“, несмотря на то, как скоро вы рассчитываете окупиться», — говорит Елена. Стартовый капитал для производства конфет, по ее словам, должен составлять 20 тыс. грн — это минимальная необходимая сумма для закупки шоколада, форм, красителей, сырья для начинок, крафтовых коробок для упаковки конфет. В эту сумму не входит профессиональная техника, без которой поначалу можно обойтись — температор, аэрограф и другие помощники.
Noel bakery — семейный бизнес. Во всех производственных и операционных процессах Елене помогает сестра. Доставляют конфеты девушки тоже сами, не прибегая к помощи курьерских служб. Основательница объясняет это тем, что для отлаженной работы службы доставки необходимо написать скрипты для курьеров — как вести себя в той или иной ситуации.
«Я считаю, что предприниматель должен сам научиться управлять всеми операционными процессами, понять, как это делать правильно, и только потом нанимать сотрудников и обучать их. К тому же, доставляя товар лично, я сразу получаю отзыв от клиентов. Сейчас я могу совмещать это с занятостью в цеху» — говорит Елена.
По этой же причине основательница лично ведет Facebook-аккаунт кондитерской — основной канал продвижения бренда. Елена считает, что наемный сотрудник не будет отвечать на сообщения клиентов в нерабочее время, а это сказывается на качестве коммуникации — заказ уйдет к производителю, который отреагирует быстрее.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сколько стоит открыть креветочную ферму
«За прошлый год мы потратили $28 на рекламу в Facebook — экспериментировали с разными целевыми аудиториями. Использовали два вида кампаний — по $2 за сутки и по $7 за неделю. В итоге они окупили себя, но не больше. Более того, клиенты, которые пришли по рекламе, редко становятся постоянными. У нас есть и страничка в Instagram, но она второстепенна, в этой сети конкуренция побольше. Сейчас основная масса приходит по рекомендациям и коммуницирует именно через Facebook» — рассказывает основательница.
Со временем Елена планирует расширять производство, переехать в большее помещение, закупить дополнительную технику и нанять двух сотрудников, чтобы увеличить объемы в несколько раз.
«Еще хочу открыть свою мастерскую, куда можно будет приглашать желающих научиться готовить десерты. Теперь, когда у меня уже есть внушительный опыт, хочется поделиться наработками», — говорит Елена.