Внутренние и внешние цели бизнеса
Переход к рыночным отношениям выводит внутрифирменное планирование на новый уровень. Планирование жизненно необходимо любому предприятию, работающему в условиях жесткой конкуренции. В первую очередь внутрифирменное планирование необходимо руководству предприятий для принятия максимально эффективных управленческих решений. Иными словами, одним из ключевых элементов успешного ведения бизнеса является грамотное планирование. И без составления хорошего бизнес-плана здесь не обойтись.
Содержание
- 1 Что такое бизнес-план?
- 2 Цели бизнес-плана
Что такое бизнес-план?
Бизнес-план — это детально проработанная программа деятельности Вашего предприятия. Бизнес-план в обязательном порядке должен содержать исчерпывающую информацию о компании (оценку ее потребности в ресурсах: материальных, трудовых, земельных, энергетических и др.), сведения о выпускаемых предприятием товарах или услугах, подробную характеристику существующих и предполагаемых рынков сбыта, сведения о маркетинговых мероприятиях, анализ перспектив развития компании и т.п. Поэтому в большинстве случаев бизнес-планы являются строго конфиденциальными документами и предметом коммерческой тайны компании.
В умелых руках планирование становится очень серьезным инструментом для управления предприятием. Посредством грамотного планирования можно заранее выявлять назревающие проблемы, определять «узкие места» и, в конечном итоге, способствовать более эффективному развитию бизнеса. Таким образом, профессионально составленный бизнес-план должен не только описывать основные аспекты деятельности предприятия, но и анализировать риски, с которыми предприятие может столкнуться в перспективе, а также давать рекомендации по минимизации этих рисков. Бизнес-план для привлечения инвестора обязательно должен включать в себя расчет интегральных показателей эффективности проекта, поскольку эти показатели представляют интерес для потенциальных инвесторов.
Конечно, по мере развития бизнеса любой бизнес-план устаревает и требует определенных корректировок. Но это не причина утверждать, что бизнес-планирование вообще не нужно и является лишь пустой тратой времени.
Цели бизнес-плана
Общая цель создания бизнес-плана — планирование хозяйственной деятельности компании в краткосрочной и в долгосрочной перспективе. Цели создания бизнес-плана условно можно разделить на две группы: внешние цели и внутренние.
Внешние цели — это обоснование потребности компании в привлечении средств и инвестиций; демонстрация заинтересованным лицам потенциала Вашего бизнеса; презентация проекта; привлечение внимания со стороны инвесторов и банка к проекту, убеждение инвесторов в эффективности проекта и в высоком уровне квалификации менеджмента Вашего предприятия. Наиболее часто бизнес-планы составляются для достижения двух внешних целей:
- Привлечение инвестиций.
- Получение кредита в банке.
Внутренние цели — это планирование бизнеса или проведение обучения персонала, для понимания руководящими работниками текущей ситуации, в которой находится компания, и уровня конкуренции. Например:
- Определить, насколько реально достижение стратегических и тактических целей, поставленных перед компанией. Стратегические цели, как правило, ориентированы на решение перспективных задач, например, таких как достижение лидирующих позиций на рынке, выход на международный рынок, обновление производственной базы, развитие персонала и др. Тактические цели бывают оперативными (например, цели годового плана) и текущими (т.е. текущие задания); отражают отдельные этапы достижения стратегических целей.
- Найти и обосновать аргументы в пользу целесообразности реорганизации существующего предприятия или создания нового.
- Убедить персонал компании в реальности достижения поставленных перед компанией качественных и количественных показателей.
- Определить перспективные рынки сбыта продукции и оценить, какое место на них занимает Ваша компания.
- Оценить затраты компании на производство и сбыт продукции. Сравнить затраты с ценами, по которым будут реализовываться товары или услуги и определить потенциальную прибыльность товаров и услуг.
- Детально проанализировать и оценить финансово-материальное положение предприятия.
- Определить, с какими рисками может быть связана реализация бизнес-плана.