Владельцы бизнеса в россии
В менее обеспеченных странах — Уганде, Бангладеш и Вьетнаме — женщины чаще всего идут в предприниматели из-за нужды. В России соотечественницы часто создают бизнес из-за желания преуспеть, найти достойное занятие, отмечает Анна Козловская, представитель Mastercard. С ней согласна партнер венчурного фонда Starta Capital Людмила Голубкова. Но в России велика доля женщин, которые запускают стартап на деньги, которые им дает муж или близкий друг, чтобы она самореализовывалась, а не скучала дома, отмечает она. Такого нет больше нигде в мире, убеждена Голубкова. Жены обычно открывают магазины, салоны красоты, ателье и другие традиционно женские бизнесы и нередко преуспевают. Вторая большая группа — российские женщины с очень хорошим высшим образованием — более качественным, чем в странах Западной Европы, поясняет она. Поработав по найму, такие дамы в 30–40 лет открывают интеллектуальный бизнес — например, среди владельцев юридических, аудиторских и рекрутинговых фирм очень много женщин, замечает Голубкова. Индивидуальными предпринимательницами и основательницами мелкого бизнеса попроще (торговля, автомойки и проч.) движет стремление прокормить семью и обеспечить себе занятость, говорит она.
10-е место в мире занимает Россия по карьерным возможностям для женщин 41-е место — по доступности финансовых услуг и образования для женщин 47-е место — по условиям для женского предпринимательства
Галия Галямова — совладелица интернет-магазина Coolpaq, который торгует дизайнерскими чехлами для водяных кулеров. Галямова говорит, что никогда не сталкивалась в России с гендерными предубеждениями, по меньшей мере в сфере электронной коммерции. Ни разу ее не сочли ненадежным партнером из-за того, что она женщина, уточняет она.
Однако исследование Mastercard показало, что наша страна занимает 47-е место в мире по условиям ведения бизнеса для женщин. В пятерку лучших по этому показателю вошли Сингапур, Новая Зеландия, Гонконг, Дания и Швеция. Ограничениями скорее являются недостаток способностей, энергии и управленческих компетенций у конкретных женщин, а не особенности регулирования малого бизнеса в стране, убеждена Голубкова. Зачастую женщины хорошо справляются с управлением фирмой, пока в ней не больше 100–200 человек, но, когда она разрастается, им не хватает стратегического мышления, говорит она. Управляющий партнер «Экопси консалтинга» Марк Розин считает это суждение предвзятым, но соглашается, что женщин среди совладельцев и топ-менеджеров крупных компаний гораздо меньше, чем мужчин.