Инвестиционный бизнес в банке | Журнал о розничной торговле

Инвестиционный бизнес в банке

Содержание

  • 1 Традиционный подход к инвестиционному банку
  • 2 Рынок банковских облигаций
  • 3 Синергия на клиентском обслуживании
  • 4 Рынок слияний и поглощений
  • 5 Пока есть место и для универсальных банков, и для инвестиционных бутиков
Традиционный подход к инвестиционному банку

Традиционно инвестиционный бизнес состоит из трех основных сегментов деятельности: операции на рынке облигаций, на рынке акций и на рынке слияний и поглощений. В международной практике в последнее время наблюдается жесткое разграничение между инвестиционным и банковским бизнесом, что в значительной степени связано с конфликтом интересов в случае, если инвестиционный и коммерческий банк функционируют под одной крышей. Этот конфликт интересов приводил к тому, что инвестиционный банк, работающий в рамках универсального банка, часто жертвовал интересами своих клиентов в пользу интересов самого банка, соответственно, проигрывал чисто инвестиционным банкам и в итоге терял свою нишу на рынке.

В России рынок инвестиционных услуг до 2003 года был представлен в основном деятельностью инвестиционных компаний. Их активность фокусировалась на предоставлении услуг по покупке/продаже акций на рынке, а также на сделках по слиянию и поглощению. Инвестиционные блоки существовали также и во многих крупных российских банках, но они скорее оказывались в подчиненном положении по сравнению с коммерческой частью банков. Не секрет, что их задача часто сводилась не столько к развитию клиентской базы, сколько к использованию клиентского спроса для управления портфелем самого банка, особенно в период 1999–2001 годов, когда многие банки еще работали на рынке облигаций и активно торговали своими портфелями. То же самое касалось и участия банков на рынке акций.

Важно отметить: работая на тех же сегментах, что и международные инвестиционные банки, российские компании или же инвестиционные блоки российских банков часто проигрывали первым по уровню риска. Многие иностранные инвесторы не могли позволить себе открыть лимиты на российских контрагентов, а если и открывали, то проводили через российские компании лишь незначительные объемы своих операций. Отсутствие крупных портфельных ресурсов у российских инвесторов заставляло российские инвестиционные компании работать на узких сегментах, где они могли продемонстрировать свое преимущество по сравнению с международными банками — например, при покупке/продаже акций второго эшелона.

Снижение мировых процентных ставок и улучшение внешнеэкономической конъюнктуры с 2003 года, а также снижение суверенного риска России привели к резкому возрастанию спроса на кредитные ресурсы со стороны российских компаний. Спрос на внешние заимствования привел не только к быстрому росту кредитного портфеля российских банков, но также и к буму на всех рынках, связанных с привлечением и инвестициями финансовых ресурсов. Появились и совершенно новые для российского рынка сегменты, например первичное размещение акций российских компаний, а также спрос на проведение сделок слияний и поглощений для российских компаний за рубежом. Это значительно повысило привлекательность российского инвестиционного бизнеса, в том числе и в глазах российских банков. Кроме того, сами банки все чаще испытывают необходимость в квалифицированных специалистах инвестиционного направления для работы на финансовых рынках, в основном при размещении облигаций.

Рынок банковских облигаций

Все больше банков в последнее время обращаются к международным рынкам с целью привлечь дешевые источники для финансирования быстрого роста кредитного портфеля. На данный момент внешний долг ВТБ уже приближается к 6 млрд долларов, хотя еще два года назад у этого банка почти не было еврооблигаций и синдицированных привлечений. За последние два года Сбербанк привлек с международных рынков сумму порядка 3 млрд долларов и в дальнейшем собирается значительно расширить внешние заимствования. В 2005 году активно привлекали средства на зарубежных рынках Альфа-Банк, МДМ-Банк, Банк Москвы и «Русский Стандарт». Привлечение инвестиционных компаний к таким проектам обходится достаточно дорого, если посмотреть на объемы займов, что заставляет многих из упомянутых банков всерьез задуматься над созданием или расширением своего инвестиционного бизнеса.

Инвестиционный бизнес в банке

Кроме того, если в 2003 и 2004 годах рынок внешних банковских заимствований фокусировался на синдицированных кредитах и еврооблигациях, то уже в конце 2004 года на рынке появился первый «усложненный» вариант еврооблигаций, запущенный Росбанком. Платежи по этому займу были обеспечены клиентскими поступлениями по международным кредитным картам, что позволило существенно снизить стоимость заимствований. В настоящий момент тема секьюритизации все чаще встает на повестке дня. Например, летом этого года банк «Союз» разместил еврооблигации, обеспеченные портфелем автокредитов на сумму 50 млн долларов, а ВТБ заявил о желании выпустить 100 млн долларов бондов, обеспеченных ипотечным портфелем банка, и еще 300 млн долларов бондов, обеспеченных клиентскими платежами банка. Совершенно очевидно, что как в случае обеспечения платежами по международным пластиковым картам, так и в случае секьюритизации кредитного портфеля структурирование сделки предпочтительно доверить своим инвестиционным подразделениям, нежели нанимать инвестиционную компанию со стороны.

Еще одной новой тенденцией 2005 года стал интерес российских банков к выпуску субординированных облигаций. Эти обязательства используются для пересчета капитала второго уровня и позволяют скорректировать коэффициент адекватности капитала, который у многих крупных банков сократился в результате быстрого роста кредитного портфеля. Если раньше проблема недостаточности капитала часто решалась с помощью использования фиктивных схем, то ужесточение мониторинга со стороны Центрального банка лишило банки этой возможности и вынудило обратиться к цивилизованным инструментам привлечения акционерных средств.

Инвестиционный бизнес в банке

В отличие от компаний банки не торопятся выходить на рынок акций. Причина понятна: ведь иностранные инвесторы до сих пор должны получать разрешение ЦБ РФ на приобретение акций российских эмитентов. Это существенно ограничивает потенциальный спрос на акции банков и фактически заставляет их либо искать стратегических партнеров, либо использовать такой инструмент, как субординированные облигации. С начала этого года шесть российских банков привлекли почти 2,6 млрд долларов в виде субординированных кредитов, что позволило им продолжать кредитную экспансию.

Следует, однако, признать, что возможности по привлечению субординированных займов через некоторое время станут ограниченными, и тогда банкам все же придется обратить свой взгляд на такой инструмент привлечения средств, как размещение своих акций. Именно поэтому ряд финансовых структур, включая Газпромбанк, ВТБ и некоторые частные банки, уже не раз заявляли о своих планах провести первичное размещение своих акций в ближайшие несколько лет.

Синергия на клиентском обслуживании

Пока банки только задумываются о возможности выхода на рынок акций, для многих компаний это уже стало реальностью. Важным изменением в инвестиционно-банковском бизнесе в 2005 году является настоящий бум на рынке первичных размещений акций. Начиная с 2003 года стоимость российских компаний выросла в три раза, что дает многим акционерам основания рассматривать возможность фиксации части прибыли на свои инвестиции по пиковым ценам. В предыдущие годы на рынок выходили две-три компании за год, а в 2005 году десять российских компаний вышли на рынок IPO, что привело к увеличению капитализации всего российского рынка почти до 10 млрд долларов. Общий объем IPO в этом году сопоставим с суммой IPO российских компаний за период 2000–2004 года.

Следует отметить, что пока при первичных размещениях акций компаний зарабатывают на этом чистой воды инвестиционные банки, причем в основном международные. Например, первое место по количеству проведенных российских IPO по результатам этого года заняла компания Morgan Stanley, которая участвовала в 5 из 10 российских размещений. Лидерство международных компаний связано в первую очередь с их способностью предложить размещаемые акции наиболее широкому спектру международных клиентов. В этой связи полезно вспомнить, что ФСФР уже давно обещает создать условия для размещения акций на внутреннем рынке, что, безусловно, повысит значимость российских инвестиционных банков. Растущие объемы внутреннего рынка и большие возможности размещения акций внутри России делают этот рынок более привлекательным и для российских банков — некоторые из них уже задумываются о создании инвестиционных блоков в рамках своих структур.

Инвестиционный бизнес в банке

Для банков замещение чисто заемных средств привлечением акционерного капитала означает возможность достичь большей синергии своего кредитного бизнеса в случае наличия у банка инвестиционного блока. В частности, помогая своим клиентам выходить на рынок акций, банк гарантирует себе возврат выданных этому предприятию кредитов. С другой стороны, инвестиционное подразделение банка позволяет предложить корпоративному клиенту полный список финансовых услуг, который включает в себя не только предоставление кредитов и операционного обслуживания, но и обеспечение выхода на финансовые рынки.

Речь здесь идет не только об IPO, но также и о размещении корпоративных облигаций, то есть об андеррайтинге. Неспроста на этом рынке услуг лидируют российские универсальные банки — банк «ТРАСТ», МДМ-Банк, Альфа-Банк. Очевидно, что объемы этого бизнеса в ближайшее время будут только расти. Общий объем долга российских компаний составляет сейчас порядка 35% ВВП, что в два раза меньше, чем его средняя величина по другим странам развивающихся рынков. Его дальнейшее увеличение будет происходить в основном за счет роста рынка корпоративных облигаций, что сулит растущий объем комиссионных доходов на этом сегменте.

Инвестиционный бизнес в банке

Рынок слияний и поглощений

Еще одним важным направлением развития инвестиционного бизнеса в России в последние два года стал интерес российских компаний к приобретению активов за рубежом. По мнению ряда российских экспертов, российские бизнес-группы постепенно отходят от модели финансово-промышленных холдингов и все больше становятся портфельными инвесторами, предпочитая диверсифицировать риски не только по секторам, но и по странам.

На конец июня 2005 года российскими компаниями за рубежом накоплено инвестиций на сумму в

6,6 млрд долларов, из которых прямые инвестиции составляют 3,5 млрд. Но это официальные цифры. По факту же объем сделок по приобретению зарубежных активов только в 2005 году составил около

6 млрд долларов. Если в 1998–2002 годах приобретением иностранных активов занимались в основном нефтяные компании, особенно «ЛУКойл» (на сегодня объем инвестиций этой компании за рубежом —4 млрд долларов) и «Юкос», то в последние три года заметно усилился интерес к зарубежным инвестициям металлургических и телекоммуникационных компаний. В частности, из 9 млрд долларов, инвестированных российскими компаниями за рубеж в 2003–2005 годах, на долю нефтяников приходится 2,6 млрд (инвестиции «ЛУКойла»), 2,5 млрд — на металлургов (в основном это инвестиции компании «Норильский никель») и около 3,9 млрд — на телекомы (с учетом 3,3 млрд долларов инвестиций «Альфа-групп» в Турцию).

Сохранение высоких цен на нефть, газ и металлы в будущем позволит российским компаниям еще более активно осваивать рынки ближайшего зарубежья и других стран. Для инвестиционных компаний и банков этот рынок обещает стать золотой жилой на ближайшие несколько лет.

Пока есть место и для универсальных банков, и для инвестиционных бутиков

В 2003–2005 годах наметился серьезный рост спроса российских эмитентов на услуги инвестиционных банков на рынке облигаций, первичного размещения акций и на рынке слияний и поглощений. Эта тенденция значительно повысила привлекательность российского инвестиционного бизнеса, который раньше вынужден был довольствоваться позицией аутсайдера, тогда как основную долю инвестиционного рынка в России занимали международные инвестиционные банки.

Для российских банков эти сегменты бизнеса представляют интерес как с целью расширения своих банковских услуг корпоративным клиентам, так и с целью самостоятельного использования возможностей «взрослеющего» финансового рынка. Для примера: доходы инвестиционных банков от IPO в 2005 году составили приблизительно 150 млн долларов, так что этот бизнес не только позволяет удерживать корпоративных клиентов коммерческих банков, но и обеспечивать хорошую доходность.

С другой стороны, банки все чаще обращаются к финансовым рынкам как эмитенты. Необходимость удешевлять облигационные займы заставляет банки активнее использовать различные формы обеспечения под такие бумаги. Потребность в наращивании капитала привела к буму на рынке банковских субординированных облигаций. Это заставляет многие банки задуматься над созданием собственных инвестиционных подразделений, которые могли бы оптимальным образом структурировать такие займы, пользуясь внутренней, недоступной для внешних компаний банковской информацией.

В заключение следует отметить, что рынок инвестиционных услуг достаточно широк и пока не предполагает никакой консолидации. Безусловно, крупные клиенты предпочитают пользоваться услугами международных компаний или же услугами универсальных банков, но и для мелких инвестиционных бутиков в этом бизнесе находится место. Последние, в частности, могут оказаться незаменимыми для того, чтобы предотвратить широкое распространение информации о сделке, а также в случае прямого приобретения мелких и средних предприятий.