Финансовая информация о бизнесе
Авторская методика оценки бизнеса с помощью финансовой отчетности. Изюминка проекта – удалось сформировать консолидированную отчетность за месяц, а заодно найти искажения и различные схемы оптимизации налогообложения.
Содержание
- 0.0.1 Используйте пошаговые руководства:
- 0.0.2 ★ Топ-4 самых важных статей по МСФО:
- 1 Формирование консолидированной отчетности
- 2 Анализ отчетности Группы для оценки бизнеса
- 3 Анализ эффективности бизнеса
- 4 Проверка отдельных статей отчета о прибылях и убытках
Используйте пошаговые руководства:
- Excel для финансового директора
- Управленческий учет в вашей компании
- Подведение итогов полугодия
Трансформацию бухгалтерской (финансовой) отчетности можно определить как процесс составления финансовой отчетности по международным стандартам (МСФО, US GAAP) путем корректировки статей отчетности и перегруппировки учетной информации, подготовленной по правилам РСБУ.
В своей практике мы сталкиваемся с нестандартными задачами, и во многих случаях для их решения должны применять нестандартные подходы. Такой задачей стала оценка бизнеса группы компаний ритейлового сектора с целью дальнейшей продажи и организации финансирования под покупку. Для оценки бизнеса требовалось построить финансовую модель на основании информации, предоставленной Группой компаний.
★ Топ-4 самых важных статей по МСФО:
- Учет оценочных обязательств: решения, которых нет в стандартах
- Учет скидок и обратных выплат розничным сетям по новой методике
- SPPI-тест: как проверить договор на финансовый инструмент
- Четыре вопроса к вашему отчету о движении денег
Исходные данные. Группа состояла из трех компаний, объединенных общим бизнесом, но с разным функциями. Все компании принадлежали одному владельцу и формально не были объединены. Будущий владелец покупал все компании единовременно как единый бизнес. Предполагалось объединить их в Группу с единой системой владения, для чего требовалось сформировать консолидированную отчетность и оценить стоимость бизнеса Группы компаний.
К тому же компании не могли функционировать отдельно, так как бизнес каждой из них дополнял бизнес другой компании.
Основная компания Группы занималась только производственной деятельностью (компания «А»), вторая – продавала произведенную продукцию оптом (компания «В»), а третья – продавала произведенную продукцию несетевой рознице, нерегиональным сетям и мелким розничным покупателям и применяла упрощенную систему налогообложения (компания «С»). Каждая компания составляла финансовую отчетность по РСБУ, которые на уровне Группы не консолидировались, так как формально компании жили каждая своей жизнью.
Задачи проекта. Для правильной оценки бизнеса мы должны были консолидировать финансовую отчетность трех компаний Группы. По требованиям баланс МСФО при формировании консолидированной отчетности Группы должны быть полностью исключены:
- остатки по операциям между компаниями Группы;
- внутригрупповые доходы и расходы;
- прибыли и убытки по операциям между компаниями Группы, признанные в составе активов (запасов, основных средств и т. п.).
Помимо этого нам нужно было:
- проверить релевантность отчетности по РСБУ за предшествующие три года. Удостовериться, что финансовая отчетность отражает реальное положение дел в компаниях. Дополнительно на основании полученной консолидированной отчетности нужно было определить реальную стоимость бизнеса. В связи с тем, что формально компании вели бизнес независимо друг от друга и между ними не было прямолинейной зависимости, нам надо было выяснить, как бизнес компаний взаимосвязан между собой, пересекается ли бизнес компаний и существуют ли между компаниями внутригрупповые обороты. Внутригрупповые обороты могут дать лишний вес при оценке бизнеса Группы и завысить финансовые показатели, что мы должны были учесть при оценке бизнеса приобретаемых компаний;
- проверить фактическое наличие и оценить справедливую стоимость основных средств для оценки стоимости бизнеса;
- проанализировать кредиторскую и дебиторскую задолженности компаний Группы (подробнее о списании кредиторской задолженности с истекшим сроком давности >>);
- создать при отсутствии или доначислить необходимые резервы (в основном связанные с дебиторской задолженностью);
- проверить и проанализировать правильность начисления и уплаты налогов, а также необходимость начисления резервов по налогам.
Формирование консолидированной отчетности
В связи с тем, что продать бизнес требовалось в короткие сроки, задачи по оценке бизнеса пришлось решать в течение месяца. Прежде всего в бухгалтерской службе мы запросили финансовые отчеты по РСБУ всех компаний Группы за три года, предшествовавшие дате составления отчета по МСФО, и оборотно-сальдовые ведомости по всем счетам бухгалтерского учета в Excel. Полученные данные позволили объединить в единый массив данных всю информацию и в последующем провести необходимые корректировки и проводки в части начисления резервов и корректировки внутригрупповых оборотов.
Дополнительно мы проанализировали дебиторскую и кредиторскую задолженности на текущую отчетную дату, часть внутригрупповых оборотов, а также особо тщательно – просроченную дебиторскую задолженность, чтобы доначислить резервы. По РСБУ резервы начислялись исходя из задолженности, просроченной на три месяца с даты оплаты в договоре поставки. В соответствии с баланс МСФО форма мы оценивали не только формальные признаки просроченной оплаты по договору, но и более тщательно проверяли контрагента-неплательшика и комплексно оценивали вероятность погашения задолженности, то есть использовали расширенный инструмент анализа.
Учитывая сжатые сроки, при трансформации финансовой отчетности для оценки бизнеса комплексный аудит не проводили, а анализ делали исходя из принципа существенности. Тщательно проверяли только те операции, изменение которых могло повлиять на финансовую отчетность более чем на 5 процентов от суммы активов Группы, а операции ниже указанного порога принимали как есть или проверяли выборочно.
Внимание!
Поскольку исключение внутригрупповых оборотов – обязательное требование при составлении консолидированной отчетности, непредоставление информации об объемах внутригрупповых продаж за отчетный период может привести в итоге к завышению финансовых показателей.
Кроме этого мы выявили и исключили внутригрупповые обороты.
На практике для ускорения процесса по сбору информации в учетных системах выделяют счета, на которых ведут расчеты между компаниями Группы. В данном случае таких счетов не велось, поэтому бухгалтерия подготовила необходимые таблицы для сверки оборотов и остатков по счетам.
Схема движения денежных средств и выручки между компаниями Группы представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Схема движения денежных средств и выручки между компаниями Группы
Надо отметить, что выявление и сверка внутригрупповых оборотов между компаниями – серьезный объем работ, и основная сложность не только в выявлении возможных несоответствий в финансовом учете компаний Группы, но и в фактическом восстановлении финансового учета. В данном случае сложность была в том, что одна компания в Группе находилась на упрощенной системе налогообложения и вела учет выручки кассовым методом, то есть по мере поступления денежных средств на расчетный счет и в кассу.
Это существенно усложнило процесс выявления межгрупповых оборотов и их исключения. По этой компании мы восстановили учет за последние три года по РСБУ (методом начисления) и изменили момент признания выручки: с даты получения денежных средств на момент отгрузки.
После исключения внутригрупповых оборотов мы составили первый вариант отчета, приближенного к МСФО-отчетности, который позволил увидеть консолидированную финансовую отчетность Группы.
Анализ отчетности Группы для оценки бизнеса
На втором оценки бизнеса этапе мы проанализировали полученную консолидированную финансовую отчетность Группы – правильность учета оборудования и товарно-материальных запасов, провели инвентаризацию и оценку основных средств на текущую дату.
Основная методологическая проблема заключалась в том, что пришлось прибегнуть к экспертным оценкам специалистов по используемому оборудованию, которые оценивали справедливую стоимость основных средств и срок их полезного использования по МСФО. В результате инвентаризации основных средств и приведения их стоимости к справедливой пересчитали амортизацию в соответствии с МСФО. Надо отметить, что при составлении консолидированного баланса и отчета о прибылях и убытках данные по основным средствам и расчет амортизации сразу отражались по МСФО.
Дебиторскую задолженность подтверждали ежемесячные акты сверки остатков дебиторской задолженности с торговыми сетями. В результате анализа кредиторской задолженности мы выявили задолженность, документы по которой отсутствовали. Но в связи с ограниченным сроком проекта суммы кредиторской задолженности решили не корректировать. К тому же суммы кредиторской задолженности по отдельным контрагентам не превышали ранее обозначенные 5 процентов от размера активов (принцип существенности). Надо отметить, что суммы дебиторской и кредиторской задолженностей в консолидированном балансе не изменились, но по дебиторской задолженности были начислены необходимые резервы.
При проверке статьи «Запасы» в процессе инвентаризации и анализа структуры затрат (на единицу товара требуется Х единиц сырья) мы обнаружили, что затраты на сырье и материалы (в нашем случае – COGS) занижены. Мы увеличили статью в соответствии с реальным положением дел в компании.
Анализ консолидированного отчета о финансовом положении Группы приведен на рисунках 2 и 3.
Рисунок 2. Анализ отчета о финансовом положении Группы
Рисунок 3. Анализ задолженности по отчету о финансовом положении Группы
Анализ эффективности бизнеса
Анализ эффективности бизнеса позволяет выявить возможные искажения и неточности в отчетности.
Краткий анализ основных показателей эффективности бизнеса представлен на рисунке 4.
Рисунок 4. Анализ основных показателей эффективности работы бизнеса
Рентабельность активов (return on assets, ROA) – финансовый коэффициент, характеризующий отдачу от использования всех активов организации. Рентабельность активов = Чистая прибыль / Активы. Коэффициент показывает способность организации генерировать прибыль без учета структуры его капитала (финансового левериджа), качество управления активами. В отличие от показателя «рентабельность собственного капитала» ROA учитывает все активы организации, а не только собственные средства.
EBITDA margin (рентабельность по EBITDA) = EBITDA / Объем продаж × 100%. Этот показатель отражает прибыльность продаж компании без учета затрат на проценты по кредитам, выплату налога на прибыль и амортизацию.
Чистая маржа «Net Profit Margin» = Чистая прибыль / Выручка × 100%. Коэффициент показывает, сколько доходов фактически получает компания с каждого доллара продаж.
EBIT margin (Рентабельность по EBIT) = EBIT / Объем продаж × 100%. Показатель отражает прибыльность продаж компании без учета затрат на проценты по кредитам и выплату налога на прибыль.
Из показателей рисунка 5 при оценке бизнеса видно, что рентабельность бизнеса существенно улучшается в год продажи, что наводит на мысли возможного искусственного улучшения отдельных финансовых показателей, влияющих на расчет рентабельности бизнеса, как то временное занижение себестоимости и расходов (искусственное занижение заработной платы и операционных расходов), «игры» с налоговой составляющей отчета о прибылях и убытках.
Рисунок 5. Проверка отдельных показателей отчета о прибылях и убытках
После анализа и корректировки показателей отчета о финансовом положении и оценке эффективности бизнеса мы проверили отдельные статьи отчета о прибылях и убытках (см. рис. 5). В результате анализа мы обнаружили непропорциональное изменение себестоимости по сравнению с выручкой. Проанализировав себестоимость, мы выявили разницу в материальных затратах и внесли изменения в финальную отчетность. Себестоимость мы скорректировали за счет перерасчета материальных затрат. Расходы на оплату труда пересчитали, исходя из доначисленных налогов на ФОТ, амортизацию – по МСФО. После внесения корректировок пересчитали налог на прибыль. Перерасчет себестоимости продукции представлен на рисунке 6.
Рисунок 6. Перерасчет себестоимости продукции
При оценке бизнеса выяснилось, что компании Группы активно использовали схему по занижению расходов (см. рис. 7). Компания «А» перераспределяла («вешала») часть своих расходов на дистрибуцию товаров, расходы на оплату труда и маркетинговые расходы на компанию «В», в то время как расходы генерировал бизнес компании «А». В результате налоги компании «В» занижались. В свою очередь на компанию «А» относились все основные средства Группы, за счет чего амортизация оборудования отражалась только по компании «А», что вело к более низкой прибыли до налога на прибыль и суммы уплачиваемых налогов. Если бы расходы компании «А» не перераспределялись на компанию «В», то компания «А» была бы убыточной, а компания «В» платила бы больше налогов.
Рисунок 7. Схема занижения расходов в Группе
По результатам анализа для выяснения реальной суммы налогов, подлежащей к уплате Группой компаний, в отчете о прибылях и убытках мы сделали корректировки, отражающие реальное положение дел в компаниях.
Проверка отдельных статей отчета о прибылях и убытках
Следующим этапом оценки бизнеса стал анализ расходов на оплату труда персонала. При проверке расходов мы выявили налоговую оптимизацию расходов и пересчитали показатели и операционные расходы, доначислили необходимые налоги (см. рис. 8 и 9).
Рисунок 8. Проверка расходов на оплату труда
Рисунок 9. Доначисление налогов по результатам анализа отчета о прибылях и убытках
Мы также выяснили, что за счет разных торговых наценок для компаний Группы можно регулировать прибыль компаний Группы. Предоставление только отчетности торговых компаний без учета производственной компании существенно искажает отчетность всей Группы. По результатам проверки внесли изменения в отчет о прибылях и убытках (см. рис. 10). В итоге рост чистой прибыли скорректирован с 122 млн руб. до 18 млн руб.
Рисунок 10. Корректировки отчета о прибылях и убытках
На рисунке 11 представлен итог анализа отчета о прибылях и убытках.
Рисунок 11. Итог анализа отчета о прибылях и убытках
Следует отметить, что корректировки нам пришлось делать уже по результатам анализа предварительной отчетности. Во-первых, сроки подготовки отчета были ограничены, а во-вторых, этот подход позволил своевременно выявить отклонения.
Основные корректировки были внесены в расходы на сырье и материалы, оплату труда, амортизацию, начисление резервов по дебиторской задолженности, налоги на ФОТ, НДС и налог на прибыль.
Выявить указанные несоответствия в отчетности помогло именно составление отчета МСФО. В результате анализа мы смогли получить реальную картину бизнеса по МСФО и провести оценку бизнеса для последующих инвестиционных целей. Надо отметить, что окончательная стоимость оказалась ниже предварительной оценки на 20 процентов. Применение МСФО не только позволяет увидеть реальную картину, но и может принести значительную пользу одной из сторон сделки.
- Главное в работе Финансового директора в 2018 году
- «Microsoft Excel: готовые решения — бери и пользуйся!»
- «Как взять денежные потоки под контроль»
- «Контрагенты, которым можно верить в долг: пять уровней проверки»
- «Итоги полугодия: план-факт»
- «Cash is king. Управление денежными потоками компании»