Производственное планирование и бизнес план предприятия
Производственное планирование — это то, чему каждый управленец должен уделять должное внимание. Некоторые компании вводят мероприятия по оптимизации производственного процесса необдуманно, руководствуясь интуицией. В результате они используют имеющиеся ресурсы неэффективно, не получают прибыль и отстают от конкурентов.
Если предприятие системно подходит к планированию и реализации целей, ему не приходится корректировать производственный процесс. Также в таком случае снижаются производственные расходы, а доход удается получать в разы быстрее. То есть успешная реализация любого проекта невозможна без тщательной подготовки.
Что компания должна знать о предпочтениях клиентов
Компании собирают обширный массив данных о клиентах, который в итоге оказывается бесполезным. Сведения разрозненные, часто устаревшие или искаженные — на такой основе невозможно сделать покупателю уникальное торговое предложение и спрогнозировать продажи. В нашей статье описаны инструменты сбора и анализа информации, использование которых:
Активировать бесплатный доступ к статье >>>
Содержание
- 1 Когда на предприятии необходимо производственное планирование
- 2 Задачи производственного планирования
- 3 Виды производственного планирования
- 4 Методы производственного планирования
- 5 Инструменты производственного планирования
- 6 Основные показатели производственного планирования
Когда на предприятии необходимо производственное планирование
Производственное планирование необходимо, когда вы планируете:
- расширить ассортимент,
- ввести новые товары или услуги,
- внедрить новейшие технические средства,
- устранить пробелы в действующей системе производства.
Решение любых производственных задач всегда должно быть системным и организованным. Достигать запланированных целей следует поэтапно. Сначала анализируют все производственные системы, а уже затем корректируют и вводят в них новые звенья. Для успешной организации и планирования производства рекомендуется соблюдать определенные координационные условия. Нужно выявить, чему уделить внимание:
- новому производственному планированию в организации (если производственной системы нет и необходимо выбрать наиболее оптимальный вариант из нескольких существующих);
- внутреннему производственному планированию (если нужно спланировать идентичную производственную систему при ограниченных возможностях);
- перепланированию производственного процесса (если требуется изменить существующую производственную систему при ограниченных возможностях).
Все определяется видом планирования, выбранным предприятием. Для этого необходимо соблюдать определенные координационные условия. Следует понять, с какого этапа производственного планирования лучше начать. Опираясь на исходные данные, вы сможете снизить объем работ для анализа ситуации или же вообще исключить его. Также стоит проверить, достоверна и актуальна ли имеющаяся у вас информация.
Неважно, насколько масштабно предприятие. Некоторые мероприятия обязательны для всех компаний, и потребность в них возникает в любом случае. Итак, всегда нужно:
- внедрять новый ассортимент товаров;
- вводить новую продукцию или услуги;
- использовать современную технику;
- ликвидировать слабые места в действующей системе производства;
- следовать действующим законодательным нормам.
На практике большая часть предприятий, осуществляющих производственное планирование, пользуются всеми вышеперечисленными факторами в совокупности. Например, при формировании плана по повышению мощностей или приобретении запасных частей для старых моделей оборудования управленцы стремятся к улучшению как производственного процесса, так и условий труда.
ТОП-6 самых важных статей для руководителя:
- Куда вложить деньги в 2018 году
- 16 вопросов «с подковыркой», которые стоит задавать на собеседовании
- Что сказать клиенту в ответ на фразу «Нам ничего не нужно»
- 11 мошеннических схем, о которых должен знать каждый
- Что делать, если к Вам пришли люди в масках
- 10 фраз, которые не следует говорить своим сотрудникам
Задачи производственного планирования
Производственное планирование предназначено для научного обоснования экономических целей в производственных компаниях, выбора лучших методов их реализации на базе наиболее востребованных товаров, объемов и времени их выпуска, распределения и потребления. Производственное планирование на предприятии предназначено для того, чтобы достигать желаемых количественных и качественных показателей. В данный момент большая часть компаний в России применяет производственное планирование, чтобы получать максимальную прибыль. Руководство предприятий планирует производственный процесс и управляет им, за счет чего все сотрудники стремятся к общей цели, прикладывая усилия для ее достижения.
Рыночное производственное планирование — это основа маркетинга, менеджмента и финансовой концепции хозяйствования. Производственное планирование — это определенные принципы, конфигурации и способы регулирования рыночных механизмов в совокупности в области применения узко ограниченных ресурсов для повышения конкурентоспособности компании.
План является неким документом, в котором зафиксированы решения, объединенные общим смыслом — достижением целей организации.
Нельзя недооценивать важность производственного планирования. Оно является важнейшей составляющей управления производством.
Организация производственного планирования и управления производственным процессом также основывается на рыночном планировании. Рыночное планирование — это нормативная база для принятия решений, выгодных с экономической точки зрения. Во внутреннем производственном плане разные функции становятся частью общей концепции роста предприятия как в социальном, так и в экономическом смысле.
Планированием в компании называют связанную практическую и научную работу персонала по изучению совокупности рыночных отношений между трудовой деятельностью и финансовыми средствами в рамках производства, а также между распределением и использованием материальных и духовных ценностей. Сегодня в России на основании функций планирования производственного процесса в компаниях вырабатывают основу плановой экономической деятельности и сам объект планирования.
Планирование в производственной системе ставит перед собой следующие задачи:
- формулировать список трудностей, который возникнут у предприятия в дальнейшем, определять риски или возможности для развития бизнеса;
- обосновывать предложенные стратегии, поставленные цели и задачи, которые предприятие хочет решить за тот или иной отрезок времени;
- разрабатывать план по достижению желаемых целей и поставленных задач, формировать необходимые средства для их реализации;
- выявлять необходимые ресурсы, составлять планы по их количеству и определять сроки поступлений;
- составлять проект разработанных планов и контролировать их выполнение.
Виды производственного планирования
Методы производственного планирования
1.Расчетно-аналитический метод, основа которого — дробление всех видов производственной деятельности, соединение производственных ресурсов и анализ наиболее эффективных видов взаимодействия.
2.Экспериментальный метод. Его основа — создание проекта определенных нормативов и проведение экспериментов. Компании пойдет на пользу, если менеджеры и сотрудники будут составлять планы и получат в этом определенный опыт.
3.Отчетно-статистический метод, основа которого — разработка проекта плана, опирающегося на отчеты, статистические и иные исходные данные, позволяющие судить об изменениях в деятельности организации.
Следует помнить, что перечисленными методами не пользуются по отдельности.
Инструменты производственного планирования
Для анализа среды — основы выработки стратегии развития
- SWOT-анализ планирования производства нужен, чтобы выявлять, что привело к результативности действий или, напротив, к отсутствию должного эффекта. В данном случае анализируют маркетинговые данные, которые становятся основой для вывода заключения, верное ли направление выбрало предприятие.
- Конкурентный анализ планирования производства является глубоким исследованием организации, направленным на выявление ее конкурентоспособных качеств. Здесь специалисты оценивают, на каких из доступных рынков компания могла бы реализовать эффективную стратегию.
- Сравнительный отраслевой анализ планирования производства. Объект анализа данного типа — показатели предприятия в конкретной отрасли.
- Анализ ресурсов, в рамках которого анализируют среду на предприятии.
- Конкурентный анализ производственного планирования по модели «Анализ пяти сил Портера».
Для определения миссии и целей организации
- Мозговой штурм. Это эффективный инструмент для борьбы со сложностями в работе, помогающий раскрыть творческий потенциал сотрудников. Участники озвучивают различные предложения, в том числе нереальные. Далее варианты распределяют по категориям и отбирают наиболее эффективные, после чего внедряют их в компанию.
- Дерево целей — это иерархия детализированных смешанных целей (генеральных и подчиненных).
- Бизнес-инжиниринг (business-engineering), для реализации которого применяют системный подход. Компания является открытой системой, точно и разносторонне описанной. Она выстраивает главные информационные способы работы и при этом взаимодействует с формой внешней среды.
Для выбора стратегии и базовых сценариев
- Стратегия Бостонской консалтинговой группы (матричный). Основы производственного планирования данного типа — показатели, формирующие матрицу оценки (скорость развития производственного процесса и долю на рынке, которую занимает предприятие).
- Стратегия McKinsey (матричный). Для оценки очень важно, какое место компания занимает среди конкурентов и насколько привлекателен рынок.
- Стратегия по кривой освоения. Основа метода — взаимосвязь средств, вложенных в производственный процесс, с производственными объемами.
- Стратегия Shell/DPM —двумерная таблица, на осях Х и Y которой отражены самые сильные стороны компании и уровень привлекательности рынка в конкретной области.
- Стратегия ADL/LC, основу которой составляет соотношение двух показателей, четырех стадий жизненного цикла процесса производства и пяти позиций конкурентов. Основа выбора стратегии развития производственного процесса на предприятии — конкретная модель.
- Стратегия жизненного цикла продукции, в основу которой положено определение ключевых направлений для любой из стадий жизненного цикла продукта.
Для разработки базовой стратегии
- Модель развития И. Ансоффа. В рамках данной модели можно пользоваться несколькими стратегиями одновременно. Ее основу составляют предпосылки, по которым определяют самую эффективную стратегию для повышения уровня продаж как на освоенном, так и на новом рынке. Матрицу необходимо использовать, чтобы описывать все стратегии, которые потенциально можно применять на новом рынке. Для достижения целостности стратегического производственного планирования в планы необходимо заносить административную и финансовую стратегию. Финансовая стратегия компании — это совокупность всех средств и норм, направленная на обеспечение ее финансовой стабильности. Административная стратегия — это все нормы в совокупности, направленные на организационное развитие предприятия.
- Модель развития Г. Стейнера. В основу матрицы положена группировка товаров и рынков по освоенным, не освоенным, но тесно связанным с освоенными, и абсолютно новым рынкам. Исходные данные матрицы позволяют выявлять группы риска и возможность достижения успеха с использованием различных комбинаций «рынок-товар».
- Модель развития Д. Абеля. Для измерения бизнес-стратегии вполне могут использоваться определенные критерии. Так, стратегии можно измерять по потребностям покупателей, сервису клиентских групп, производственным технологиям.
Для реализации стратегии
- Методы сетевого планирования производства. Важной целью таких методов является реализация проектов в сжатые сроки.
- Метод «разбивки работ». Основа метода — разделение всей работы по производству с соблюдением производственных этапов в организации.
Для оценки и контроля выполнения стратегии
- Внутренний аудит, в рамках которого оказывают независимые консультационные услуги и гарантии, направленные на усовершенствование производственного процесса на предприятии. Благодаря внутреннему аудиту компания может достигать желаемых результатов. Задача аудита состоит в получении систематизированной оценки, повышении эффективности всех процессов производства и функций контроля, качественном управлении рисками.
- Стратегический аудит, в ходе которого проверяют, как работают подразделения предприятия, занимающиеся стратегическим управлением.
Обязательно к прочтению!
Бизнес-планирование: методы, виды, программы и анализ
Стратегическое планирование на предприятии: основные этапы и методы
7 вариантов расчета точки безубыточности, анализ, планирование и контроль
Планирование производства и продаж
Основные показатели производственного планирования
В рамках подготовки к производственному планированию нужно рассчитывать все показатели по каждой товарной позиции, то есть по номенклатуре — списку выпускаемой продукции по виду, типу, сорту, размеру и т. п.
Также очень важно оценивать эффективность и новизну выпускаемых изделий. Это неотъемлемая часть производственного планирования.
Каждый товар имеет свой жизненный цикл, и к определенному времени он становится предельно эффективным. В этот момент необходимо обновление номенклатуры, ассортимента выпускаемых товаров и предоставляемых услуг.
Коэффициент обновления — соотношение выпускаемого старого товара и нового. Коэффициент заносят в годовой производственный план компании. Новый товар — тот, который предприятие выпускает в течение последних 1-5 лет.
При планировании выпуска новой продукции, обладающей высокими конкурентными свойствами, разрабатывают программу. Данная программа должна обеспечивать предприятию получение дохода в достаточном объеме. В связи с этим нельзя недооценивать важность как краткосрочного, так и долгосрочного производственного планирования, обновления товарного ассортимента и сознательного повышения плановых показателей для любой организации. Производственное планирование крупных промышленных компаний подразумевает эффективную работу системы основных и оперативных показателей.