Мобильные азс как бизнес
Борис Голиков — о запуске и перспективах сервиса мобильной заправки автомобилей
IT-инструменты, которые использует Борис Голиков
- Битрикс24
- Trello
- 1С:Бухгалтерия
Схема заправки автомобилей не менялась уже более 100 лет: чтобы залить топливо в бак, нужно приехать на АЗС. В 2015 году предприниматели из США решили устранить из этой схемы заправочные станции и доставлять бензин прямо к автомобилю клиента. А в июле 2016 года эта идея будет реализована и в России. Правда, пока только в Москве. Новый сервис Pump планирует доставлять бензин московским автовладельцам с помощью мобильных заправщиков. О том, как и почему новый сервис может изменить рынок автозаправки, его основатель Борис Голиков рассказал порталу Biz360.ru.
Борис Голиков, 40 лет, серийный предприниматель, основатель проекта Pump — сервиса мобильной заправки. Закончил факультет международных отношений МГИМО. Основатель и совладелец проектов YouDrive (каршеринг) и Fidel.ru (музыкальный интернет-магазин). Сервис мобильной доставки бензина Pump планируется запустить в полноценном режиме в июле 2016 года.
В 2015 году многие москвичи почувствовали, как дорого им обходится собственный автомобиль. В частности, пользование личной машиной стало неудобней и дороже с введением очень жёстких и постоянно меняющихся правил парковки. Кроме того, расходы на содержание машины увеличились и из-за возросших штрафов за нарушения.
Одним из предпринимателей, откликнувшихся на изменение условий пользования личным транспортом, стал москвич Борис Голиков. Год назад он запустил каршеринговый проект YouDrive — сервис краткосрочной аренды легковых авто. Сервис быстро стал популярным, но первые месяцы его работы выявили серьёзную проблему.
Оказалось, что в центре Москвы практически негде заправить машину. В пределах Садового кольца заправки можно пересчитать по пальцам. По условиям каршеринговой компании YouDrive, пользователи не могут вернуть машину, если у неё осталось менее 20% бензина от вместимости бака. И клиенты не хотели брать машину в центре города, чтобы проехать несколько километров, а потом тратить время на поиски заправки. Но даже доехав до АЗС, они заправлялись так, чтобы заполнить чуть больше оговоренных 20% от объёма бака. Это значит, что машина постоянно находилась в недозаправленном состоянии.
Поиск решения этой проблемы привёл к неожиданной идее — раз заправок в центре мало, то бензин нужно доставлять прямо к автомобилю. Оказалось, это можно делать, не нарушая законодательства. Борис Голиков оборудовал первые несколько мини-бензовозов, которые начали снабжать топливом «собственные» каршеринговые машины в тестовом режиме. После начала работы «мобильной заправки» эффективность использования автомобилей в сервисе YouDrive значительно выросла.
«Мы живем в эпоху on-demand services. Посмотрите, устройство сферы услуг меняется у нас на глазах! Когда вы последний раз ловили такси на улице? А когда ездили в кассу „Аэрофлота“, чтобы выписать авиабилет? А почему?! Потому что это удобно! Нет больше нужды тратить время, которое и так всегда в дефиците, на добывание чего-либо»
«Судя по количеству заявок, интерес к новому проекту в три раза выше, чем когда мы запускали YouDrive. На мой взгляд, это совершенно естественно. Каршеринг используют в основном те, у кого нет машины, или одна машина в семье. А рынок заправки — гораздо шире. Тем более ситуация с заправкой в центре Москвы на самом деле сложная. Поэтому идея стала людям интересной», — считает Борис Голиков.
Сервис заправки автомобилей Pump будет работать только через мобильное приложение. Отдельную программу для ноутбуков и стационарных компьютеров решили не делать — почти у всех потенциальных клиентов сервиса есть смартфоны. Роль сайта играет лендинг-страница, на которой содержится общая информация о проекте и принципах его работы.
Работа над приложением заняла всего два месяца. Уложиться в столь короткие сроки помог предыдущий опыт участников проекта в этой сфере. «Мы уже не впервые разрабатывали приложение и знаем, как это делается. В своё время мы сделали много ошибок в этом вопросе. Но каждый следующий раз получается быстрее, дешевле и лучше», — утверждает Борис.
Чтобы заказать доставку бензина, клиенту нужно будет открыть приложение, ввести модель машины и её номер (или прикрепить фото), указать местоположение авто, и подтвердить заказ. Сделать это можно будет круглосуточно. Оплата «документируется» электронным чеком. Да, и клиенту нужно не забыть оставить лючок бензобака открытым. А если для вас это неприемлемое условие, то к моменту прибытия заправщика нужно подойти к машине и открыть лючок.
Заказать заправку можно «на следующие четыре часа». Например, если сейчас 11.20, заказать заправку можно на период с 12.00 до 16.00 (или с 16.00 до 20.00, с 20.00 до 0.00 и т.д.). Таким образом, чтобы воспользоваться услугами «мобильного заправщика», нужно, чтобы машина в течение четырёх часов находилась на одном месте. Эти часы необходимы, так как у Pump достаточно сложный алгоритм построения очереди, с учётом местонахождения клиентов и трафика на дорогах.
Создатели проекта рассчитывают на то, что большинство пользователей сервиса станут его постоянными клиентами. «При первой заявке клиенты сообщают модель автомобиля. И мы, заполняя полный бак, будем приблизительно знать, когда он закончится, и когда у человека вновь возникнет потребность в заправке. В этот момент мы можем отправить уведомление: „Заправить или нет?“ И человеку достаточно только нажать кнопку „да“, открыть лючок бензобака и забыть про это. И это в любом случае гораздо удобнее, чем ехать на бензоколонку», — уверен Борис.
В первое время мобильные заправщики будут развозить только бензин АИ-95. Его стоимость для клиентов останется примерно такой же, как и на стационарных заправках (39 рублей за литр). Дополнительно клиент должен заплатить 200 рублей за доставку, эта сумма не зависит от количества бензина. В дальнейшем, при увеличении объёмов продаваемого топлива, Борис Голиков намерен снижать цены на бензин и продавать его дешевле, чем на АЗС. Так что на данный момент выгода заказчика — это только сэкономленное время.
«С экономической точки зрения это очень понятная и эффективная модель. Мы пытаемся выкинуть из цепочки заправки дорогостоящее звено в виде АЗС. Её нужно построить, содержать, платить зарплату сотрудникам. Всё это, безусловно, влияет на стоимость литра. Если нам удастся обойти это звено и продавать бензин дешевле, причём с доставкой непосредственно в машину, это было бы здорово», — рассуждает Борис.
Воспользоваться услугами Pump в первое время можно будет только в пределах Третьего транспортного кольца. Вопрос расширения территории обслуживания упирается в количество машин-бензовозов. Для работы в качестве заправщиков закуплено 15 автомобилей-фургонов Citroen Berlingo, на которые устанавливается специальное оборудование.
«На старте мы ограничили зону действия сервиса центральной частью города. С первого дня работы нам нужна „плотность“ действия заправщиков, чтобы не возникали очереди из клиентов. Мы хотим с самого старта выполнять обещания, которые даём клиентам. Мы хотим, чтобы не было ситуаций, когда человек заказал заправку, и мы не успели приехать», — говорит Борис Голиков.
Машины приобретены на условиях лизинга. Всё оборудование для них сертифицировано и существует на рынке уже довольно долгое время. По поставкам топлива у стартапа есть предварительная договорённость с компанией «Газпромнефть».
Пока сервис развивается на собственные средства предпринимателя, в том числе на доход от его других проектов. Однако основатель Pump не исключает возможности привлечения инвесторов для дальнейшего расширения парка бензовозов.
С юридической точки зрения деятельность проекта не противоречит существующим законам и правилам. Ёмкости с топливом в бензовозах сравнительно небольшие, и с противопожарной точки зрения никаких нарушений здесь нет. Заправлять машины с помощью мобильных бензовозов можно как на открытых площадках (включая парковки), так и в закрытых помещениях.
Тем не менее, основатель проекта решил «перестраховаться» и получить официальный документ о пожарной безопасности своих машин-заправщиков. Для этого он начал разработку регламентирующего документа совместно с пожарной службой.
Всего в проекте Pump занято семь человек, не считая водителей. IT-отдел занимается разработкой и развитием приложения и прочими техническими вопросами. Если ресурсов сотрудников для решения тех или иных задач не хватает, руководитель IT-отдела привлекает дополнительных специалистов по аутсорсингу. Также в команду проекта входят юрист и менеджер по работе с клиентами.
Все водители бензовозов будут работать по договору, не являясь сотрудниками компании. «Мы хотим использовать ту инфраструктуру, которую нам создал Uber своими водителями. Существует достаточно большой рынок компаний, которые трудоустраивают водителей, я думаю, что мы им тоже воспользуемся», — говорит Борис.
Первые проекты, работающие по подобной схеме, появились в конце 2015 года в Калифорнии. За несколько месяцев, прошедших с этого времени, в одной только Кремниевой Долине (территория между Лос-Анжелесом и Сан-Франциско, где расположены офисы крупнейших технологических компаний) появилось шесть стартапов, работающих в этой нише. Ими привлечён довольно большой объём инвестиций, в данный момент сервисы начинают работать в крупнейших городах региона. Особенность американских проектов в том, что уже сейчас стоимость бензина с доставкой у них ниже, чем на АЗС.
В США успех калифорнийских мобильных заправщиков активно обсуждается. Кто-то считает, что население Кремниевой Долины просто подвержено моде на новые услуги и технологии, а в более консервативных районах страны эта практика не приживётся. Но многие уверены, что «заправка с доставкой» — это новая «большая история», которая изменит рынок розницы нефтепродуктов. А этот рынок влияет абсолютно на все отрасли экономики.
Как устроен онлайн-сервис для заказа грузового такси. Как устроен онлайн-сервис быстрого поиска запчастей. Бизнес-идея: автомобильный техцентр самообслуживания. biz360