Уроки бизнеса для детей
Хотя бы потому, что это интересно, и здесь не задают домашних заданий. Мы узнали, чему учат юных бизнесменов.
Если детские годы наших родителей проходили под знаком юннатов, то сейчас на пике другие знания — отовсюду говорят про построение и развитие бизнеса, этому начинают учить и подростков. Что ж, позволим себе придумать неологизм нашего времени — юнбиз. Мы поговорили с Екатериной Воробьевой, проект-менеджером школы бизнеса для подростков Teens2Business, и узнали, чему учат юных бизнесменов.
Как давно работает школа?
— С начала октября 2017 года началось обучение в бизнес-школе для подростков Teens2Business. Дети занимаются по воскресеньям, занятие включает в себя теорию, практику, бизнес-английский или мастер-класс эксперта. Домашние задания мы не задаем. Программа курса разбита на блоки: запуск бизнеса, маркетинг, финансы, менеджмент, бизнес-английский, soft skills, правовые основы ведения бизнеса и межкультурные связи. Обучение разностороннее, но систематическое, в результате дети овладевают основами каждого необходимого бизнес-аспекта.
Мы стараемся проводить для ребят много мероприятий: устраиваем турниры по стратегическим играм, организовываем митапы и различные тренинги. А сейчас планируем более масштабное мероприятие. 17-го февраля мы проведём бизнес-конференцию для подростков «Starter Pack юного бизнесмена». С 12 до 17 в пространстве «Корпус» будет много интересного: в программе выступления спикеров, выставка различных проектов, много общения, игр и активностей. Билетов осталось совсем немного, можно приобрести на сайте школы, цена — 12 рублей, — рассказывает Екатерина.
— Кто преподает в бизнес-школе?
— За каждый блок обучения отвечает определенный преподаватель. Есть как постоянные преподаватели для одного блока, так и приглашенные гости. Например, на мастер-класс по маркетингу мы приглашали Андрея Гусарова (основатель агентства GUSAROV, предприниматель, ментор). Когда почувствовали, что детям нужно вдохновиться, пригласили молодого, но уже очень успешного бизнесмена Егора Карповича, который в 19 лет самостоятельно запустил свой первый проект. Подробнее о преподавателях и менторах можно прочитать на сайте. К нам приходят молодые ребята, которые уже чего-то добились, рассказывают свои истории успеха, тем самым мотивируя учащихся. Иногда зовем опытных игроков белорусского бизнеса, которые дают советы, объясняют на собственном примере многие бизнес-аспекты. Важной особенностью обучения является практически круглосуточная онлайн-поддержка учеников. Они всегда могут написать преподавателям свои вопросы и получить на них ответы.
— Зачем бизнес-обучение подросткам?
— Мы стараемся привить любовь к предпринимательству уже с юного возраста. Проблема подрастающего поколения в том, что их очень сложно замотивировать. У них есть все необходимое, они не понимают, зачем стремиться к чему-либо еще. К нам приходят разные дети. У кого-то родители бизнесмены, кто-то сам хочет успеть больше уже сейчас, а кто-то просто ищет себя. Наша задача — показать, как работает бизнес и что из этого может получиться. Некоторые во время обучения «загораются». У них появляются масштабные жизненные цели, видение того, кем они хотят стать через 5, 10, 20 лет. Зачем ждать, если ребенок может уже сейчас получить определенные навыки и использовать это?
— На какие результаты рассчитываете?
— На выходе мы получим целеустремленных и замотивированных людей, которые знают, чего хотят, и добиваются этого. Некоторые уже на курсах совершат первые продажи и составят свой первый бизнес-план. И, самое главное, они уже допускают первые небольшие ошибки, предотвратив тем самым глобальные провалы в будущем.
— Каким образом подростки могут зарабатывать в Беларуси?
— С самого детства дети могут приумножать свой капитал, складывая наличные деньги, которые им дают родители. Кроме того, уже с 14 лет они могут начать работать. Пешим курьером, раздавать листовки, промоутером, помогать родителям на работе в частном бизнесе. Это полезно в таком возрасте: ребенок понимает, что деньги не появляются из воздуха, осознает, что нужно делать, чтобы зарабатывать и выстраивает собственное видение бизнеса и отношение к нему.
— Есть ли еще в Беларуси подобные школы, и на кого вы равняетесь за пределами страны?
— Вообще идея бизнес-школы для подростков появилась, когда мы узнали о российском бизнес-ангеле Аркадии Морейнисе. Он является действующим инвестором, у него собственная онлайн-бизнес-школа для детей. Сейчас мы делаем что-то подобное, только в оффлайне. В Беларуси есть такие школы, но это мотивирует нас делать свою работу качественнее и постоянно стремиться к лучшему.
— Что о бизнесе знают дети, когда только к вам приходят?
— Уровень разный, но какие-то определенные знания и понятия уже есть. Те, у кого родители сами являются предпринимателями, конечно, будут знать больше, так как они сталкиваются с этим в повседневности. Например, все понимают, что такое деньги, но не все умеют ими правильно пользоваться. Нынешние дети, на самом деле, знают очень много и нередко удивляют меня и преподавателей. Это логично, потому что сейчас любая информация доступна 24/7. И даже если они чего-то не знают, то это очень легко исправить. А мы помогаем знания перевести в умения. Объяснить то, о чем они пока что только догадываются.
— Назовите 3 причины, из-за которых дети не приходят в бизнес-школу?
— Есть глобальные проблемы, связанные не столько с проектом, сколько с нашей системой образования и психологией людей.
- Отсутствие четкой потребности. Часто родители, а не дети решают, учиться у нас или нет, и репетитора по математике предпочтут нашей школе. Они в первую очередь думают о краткосрочных задачах, как, например, экзамены в школе или ЦТ.
- Большая загруженность детей. 6-7 уроков в общеобразовательной школе, плюс факультативы, плюс «музыкалка», «художка» или спортивные секции. В результате у ребенка не остается времени, чтобы уроки делать или со сверстниками общаться, не говоря уже о бизнес-школе. Отчасти поэтому мы не задаем домашних заданий, а стараемся все успеть на месте.
- Отсутствие мотивации у детей. Им гораздо проще и интереснее посидеть в смартфоне, на YouTube, например, чем чему-либо учиться. Они не осознают важности вложений в себя, пока что.
— Если дети такие незамотивированные, ничего не хотят, то что им интересно?
- YouTube. Это можно даже отделить от интернета, так как на просмотр роликов уходит очень много времени. Чтобы это стало полезным или хотя бы невредным для ребенка, необходимо найти золотую середину. Нельзя сказать, что YouTube — это категорически плохо. Там тоже можно многому научиться. Поэтому желательно, чтобы просмотр полезного контента преобладал над «залипанием» на стримы или блоггеров.
- Виртуальные игры. Они повсюду: в телефоне, на планшете, в компьютере. Их много, постоянно появляется что-то новое. Для детей это важно. Как для современного взрослого быть в курсе последних событий, следить за новостями. Слышала, что многие родители запрещают детям играть по будням и разрешают на выходных. По-моему, это неплохое решение.
- Серфинг в интернете/гаджеты. Здесь социальные сети, всевозможные приложения, мемы, развлекательные сайты. Подростки уже сейчас гораздо лучше многих взрослых умеют пользоваться гаджетами. К этому также нельзя категорично плохо или хорошо относиться. Это просто факт: детям это интересно.
Определенно можно сказать одно: обучение с детства бизнесу точно не повредит ребенку. Но важно, чтобы как родители, так и дети осознавали, зачем им это надо и к чему это приведет. Только самомотивированные люди добиваются успеха, а школы бизнеса помогают направить энергию в нужное русло.