Определение малого и среднего бизнеса | Журнал о розничной торговле

Определение малого и среднего бизнеса

1.4.3. Критерии определения малого и среднего бизнеса за рубежом

К примеру, в бельгийском законодательстве существует несколько определений малого и среднего бизнеса, различающихся, прежде всего, в зависимости от территории. Общим остается ограничение на число работающих (не более 50 человек). В Великобритании также отсутствует единое определение сектора малого и среднего бизнеса. Чаще всего, с точки зрения количества работников, к малым и средним относят предприятия с числом работающих не более 250 человек. Нет единого официального общепринятого определения малому и среднему бизнесу и в Ирландии. Обычно под малыми и средними подразумеваются предприятия с числом работающих не более 500 человек.

В Италии принята следующая классификация предприятий в зависимости от численности работающих:

Структура хозяйствующих субъектов в европейском сообществе (далее по тексту ЕС) представлена на рис. 1.1:

Определение малого и среднего бизнеса

Рис. 1.1. Структура хозяйствующих субъектов в ЕС.

В то же время существуют крупномасштабные исследования западных экономистов по выработке обобщенного определения для малых фирм. В частности, Р. Бруксбэнк [Brooksbank R. Defining the small business: a new classification of company size/ Entrepreneurship Regional Development, Taylor Francis Ltd. — 1991, № 3, pp. 17–31] предлагает для выработки обобщенного определения малого бизнеса установить, что есть размер предприятия, как следует измерять размер и где проходит линия раздела. Это связано с тем, что в разное время разными авторами предлагались такие варианты раскрытия понятия размера предприятия, как, например, «масштабность операций» («the scale of operations») или «пределы организации (организационной структуры) и ее ответственности (задач)» («the scope of an organization and its responsibilities») [65].

Различные исследователи предлагали для определения понятия малого бизнеса использовать количественные, качественные или комбинированные показатели. Именно количественные показатели положены в основу определения малого бизнеса, принятого ЕС.

Однако и в различных выпусках Европейского обозрения малых и средних предприятий (The European Observatory for SMEs) использовались не одинаковые категории малых и средних предприятий [OECD SME Outlook, Paris, 2000]. Так, в Европейском обозрении № 1 малых и средних предприятий выделялись группы:

Таблица. Критерии отнесения предприятий к малым и средним в ЕС согласно Обозрению № 1

В последующих выпусках Европейского обозрения малых и средних предприятий использовались другие группировки. В частности, Европейское обозрение № 6 малых и средних предприятий использовало следующую численность работников (см. таблицу на стр. 81).

Дополнительными критериями отнесения предприятий к малым и средним по классификации ЕС являются показатели товарооборота и величина общего баланса.

Таблица. Критерии отнесения предприятий к малым и средним в ЕС согласно Обозрению № 6

А вот Х. Велу [Velu H.A.F. The Development Process of The Personally Managed Enterprise. — European Foundation for Management Development’s, 10th Seminar on Small Business, 1980, p. 1–21.], наряду с рядом других экономистов, в своих исследованиях использует исключительно качественные параметры. Он исследует процессы развития организаций, для чего идентифицирует ряд характеристик, присущих предприятиям разного размера — от малых до крупных (см. таблицу на стр. 82).

На основе проведенного исследования Велу делает вывод о том, что британские средние по размеру компании — это предприятия с численностью занятых от 25 до 500 человек.

Характерным примером комбинированного подхода является определение малой фирмы, предложенное в 1971 году в докладе Болтонского комитета (Великобритания), явившемся, по сути, первым примером серьезного рассмотрения проблемы развития малого бизнеса. В нем приведены результаты сравнительного анализа некоторых аспектов развития малых фирм в разных странах, что было первой попыткой осмысления проблемы малых и средних предприятий в международном контексте [Bolton Committee Report (1971)].

Пытаясь устранить недостатки количественного подхода, Болтонский комитет предложил так называемые «экономическое» и «статистическое» определения малой фирмы. Согласно экономическому определению, к малым относятся фирмы, удовлетворяющие следующим трем условиям:

• фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве ее сферы деятельности;

• управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями) лично, а не посредством формализованной управленческой структуры;

• фирма является независимой (не представляет собой часть крупного предприятия).

В качестве «статистических» критериев Болтонским комитетом были предложены следующие значения (см. таблицу на стр. 83).

Таблица. Качественные параметры определения размера фирмы по X. Велу

Определение малого и среднего бизнеса

Таблица. Статистическое определение малой фирмы по методологии Болтонского комитета

Определение малого и среднего бизнеса

Длительные дебаты специалистов западных стран по проблеме определения малого и среднего бизнеса пока не закончены, а исследования в этом направлении в России находятся только на начальном этапе (например, наше законодательство пока никак не определяет понятие сред-него бизнеса). А ведь отнесение предприятия к малому, среднему или крупному важно и для самого предприятия, и для государства. За разделением малого и крупного бизнеса лежат не только количественные признаки, но и качественные экономические различия, которые выражаются в особенностях внешних условий развития предприятий разных размеров, источниках финансовых и материальных ресурсов и возможностях доступа к ним, специфике менеджмента, политике в отношении трудовых ресурсов и др.