Чем отличается малый бизнес от среднего | Журнал о розничной торговле

Чем отличается малый бизнес от среднего

На основе чего производится градация субъектов малого и среднего бизнеса?

Отличия малого и среднего бизнеса по доходу и численности сотрудников

Содержание

  • 1 Какие организации и ИП относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства?
  • 2 Отличия малого и среднего бизнеса по доходу и численности сотрудников

Какие организации и ИП относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства?

На законодательном уровне статус некрупных хозяйствующих субъектов закреплен в ФЗ № 209. Указанный нормативный акт использует термин «субъекты малого и среднего предпринимательства», к которым, на основании ст. 3 ФЗ № 209, относятся организации и граждане, зарегистрированные для ведения бизнеса в качестве ИП и имеющие соответствующие признаки.

В ст. 4 указанного ФЗ законодатель четко закрепил круг субъектов, приравненные к таким предприятиям:

  1. Хозяйственные общества (включая АО и ООО) и партнерства при выполнении любого из условий, предусмотренных п. 1.1 ст. 4 в ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Условия таковы:
  • участие в уставном капитале ООО государства, субъектов РФ, муниципалитетов, религиозных и общественных организаций не превышает 25%, суммарная доля иностранных организаций — 49%;
  • размещение акций АО, отнесенных к категории высокотехнологического сектора;
  • осуществление деятельности, связанной с применением и внедрением различных программ, изобретений, промышленных образцов и прочих результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат бюджетным научным организациям;
  • участие в программах, учрежденных проектом «Сколково».
  1. Различные кооперативы, в том числе производственные и потребительские.
  2. КФХ.
  3. ИП.

Однако помимо соответствия приведенным критериям закон также предполагает соблюдение требований к численности работников и суммарному доходу — об этом расскажем далее.

Отличия малого и среднего бизнеса по доходу и численности сотрудников

Под малым бизнесом многие понимают небольшой магазин, а к категории среднего бизнеса относят, например, сеть магазинов. На практике данный подход является неверным, поскольку законодатель в ФЗ № 209 установил четкие критерии разграничения.

Так, в штате малых предприятий не может состоять более 100 человек, а средних — 250. Доход малых предприятий не может быть выше 800 млн руб. в год, а средних предприятий — 2 млрд руб. в год. При этом законодательство также выделяет особый тип бизнеса — микропредприятия. К ним относятся организации и ИП, в которых трудится до 15 сотрудников, если доход таких организаций или ИП не превышает 120 млн руб. ежегодно.

Таким образом, градация субъектов малого и среднего бизнеса четко закреплена на законодательном уровне. Приведем практический пример того, как определить на практике, является фирма субъектом малого предпринимательства или нет.

Допустим, в ООО «Ромашка» работает 20 человек. Чистая прибыль данной компании составляет 1 млрд 100 тыс. руб. в год. При этом участниками организации являются обычные граждане, не аффилированные с государством или религиозными учреждениями. Таким образом, налицо 3 критерия, позволяющие установить, что ООО «Ромашка» является субъектом малого и среднего предпринимательства:

  1. В числе учредителей компании нет лиц, аффилированных с государством, т. е. по данному критерию (п. 1.1 ст. 4 ФЗ № 209) ООО «Ромашка» является субъектом малого и среднего предпринимательства.
  2. В организации трудится 20 человек, т. е. данная организация является малым предприятием.
  3. Организация имеет прибыль более 1 млрд руб. в год. По данному критерию фирма уже не может быть отнесена к малым предприятиям, но относится к средним (прибыль от 800 млн до 2 млрд руб. в год).

Таким образом, ООО «Ромашка» является средним предприятием.

***

В заключение отметим, что закон устанавливает четкое разграничение между малыми и средними предприятиями. Внимательное изучение критериев, используемых при этом, позволяет не допустить ошибок при их дифференциации.