Доля малого бизнеса в ввп | Журнал о розничной торговле

Доля малого бизнеса в ввп

Счётная палата РФ усомнилась в том, что к 2024 году долю малого бизнеса в ВВП России удастся довести с нынешних 20% до 40%. Своё заключение ведомство вынесло, проанализировав те меры поддержки, которые государство оказывало сфере малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2014–2017 годах.

Цифра 40% прозвучала в послании Владимира Путина Федеральному собранию 1 марта 2018 года. Ожидаемую занятость в сфере МСП президент определил на уровне 25 млн человек. Вместе с тем утвержденная правительством стратегия развития МСП на период до 2030 года предусматривает увеличение доли малых и средних предприятий в ВВП на 1% в год, отмечают аудиторы. По их оценкам, этот ориентир «создаёт риск недостижения поставленной цели».

Содержание

  • 1 Темпы прироста замедлились
  • 2 В странах Запада доля МСП в ВВП превышает 60%

Темпы прироста замедлились

По данным Счётной палаты, задачи, поставленные на предшествующие годы, решены не были. За период 2015–2017 годов количество субъектов МСП в России выросло с 4,5 млн до 6 млн, однако темпы прироста за последний год замедлились. Численность занятых в малом и среднем предпринимательстве по состоянию на начало января составляла 19,3 млн человек, тогда требовалось довести её к 2018 году до 20 млн человек.

Более того, указывает в своем отчёте Счётная палата, статистический показатель, отражающий вклад МСП в ВВП страны, вообще не формируется Росстатом и отсутствует в официальной статистике. «Вместо него Минэкономразвития использует непубликуемый показатель „Доля валовой добавленной стоимости МСП в ВВП“, рассчитываемый Росстатом с временным лагом около года после завершения отчётного периода. Указанный показатель составил: в 2014 году — 19%, в 2015 году — 19,9%, в 2016 году — 21,6%, данные за 2017 год отсутствуют», — говорится в документе. Аудиторы также пишут, что Росстат не формирует данных и по региональным показателям.

Ранее глава корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства Александр Браверман назвал задачу по увеличению доли МСП в экономике России до 40% «напряжённой, но вполне посильной». Изначально речь шла о более щадящем временном рубеже — 2030 годе, напомнил он. «Это означает сжатие сроков реализации на 5 лет», — заметил Браверман, добавив, что помимо корпорации МСП, участие в этой комплексной работе принимают Минэкономразвития РФ, Федеральная налоговая служба, деловые объединения.

В странах Запада доля МСП в ВВП превышает 60%

На сегодняшний день доля малых и средних предприятий в ВВП России очень сильно отстаёт от показателей большинства развитых стран. В Италии, Нидерландах, Норвегии, Израиле и Финляндии она превышает 60%. Между тем малый бизнес создаёт рабочие места, обеспечивает население доходами, а федеральную казну — налоговыми ресурсами. По словам экспертов, чтобы достичь цели, поставленной президентом, предстоит, в первую очередь, отказаться от контрольно-надзорных тисков, в которых оказался буквально зажат сектор МСП. В России насчитывается 197 органов контроля и надзора, осуществляющих 236 функций и следящих за выполнением 2 млн требований. Если в Великобритании действует 18 норм, которые должны соблюдать кафе и рестораны, то в РФ их более 6 тысяч. Причём многие из этих условий кроме как абсурдными назвать нельзя.

Ещё один решающий фактор — практически полное отсутствие длинных и дешёвых заёмных ресурсов. Кредиты МСП предоставляются неохотно и, как правило, под проценты выше уровня рентабельности. «Активное инвестирование начинается, когда ставки меньше 7%. Тогда начинается не только развитие предприятия, но и инвестирование в будущее развитие, приобретение нового оборудования, новых технологий», — заметил президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин. По его словам, «у нас 94% — это бизнес не малый, а микробизнес, где до 15 человек». Получить доступ к источникам финансирования ему очень сложно.

Эксперты Института им. Столыпина убеждены: без увеличения доли МСП в валовом внутреннем продукте невозможно выполнить задачу президента по росту экономики темпами не ниже среднемировых. Малому бизнесу в этом вопросе отводится не просто большая, а фундаментальная роль.

В то же время, по словам Александра Шустова, генерального директора Российского центра малого и среднего предпринимательства (РЦМСП), сегодня в стране существует довольно много инструментов поддержки МСП — гарантийная поддержка, субсидирование, льготный лизинг, стимулирование роста объёма госзакупок у МСП. «Однако пока далеко не все они эффективны, а о многих программах предприниматели просто не знают, — говорит Шустов.

Сергей Жаворонков, старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Гайдара:

Здесь есть два комплекса причин. Во-первых, чисто статистические. В условиях резко выросших цен на энергоносители растёт доля нефтегазовой отрасли в ВВП, поскольку он считается в рублях. Во-вторых, глубинные. Наши власти занимаются никак не развитием малого бизнеса, а его ущемлением. По всему миру, в том числе и в России, малый бизнес работает в сфере торговли и услуг. Но льготы и моратории на налоговые платежи нацелены на «малый неторговый бизнес». Самой большой статьей расходов является аренда, однако в крупных городах, в том числе в Москве, систематически уничтожаются малые торговые площадки, рынки. В условиях дефицита малых торговых площадей арендодатели поднимают цены, что сказывается на малом бизнесе. Кроме того, им мешает запрет на торговлю подакцизными товарами — сигаретами и пивом. Для этого сектора она фактически запрещена. Критерии отношения к малому бизнесу, которые у нас есть, также довольно сомнительны: если бы они были более чёткими, то ситуация была бы лучше.