Виды бизнесов и цели
Ц
ель малого бизнеса — какой смысл мы вкладываем в это понятие? В этой статье я продолжаю выполнять обещание, данное в статье. Речь пойдет о цели малого бизнеса. Я решил посвятить этому вопросу отдельную статью, потому что он имеет первостепенное значение для малого бизнеса, особенно для его развития. От правильности и реальности постановки цели зависят все остальные компоненты развития малого бизнеса.
Содержание
- 1 Вступление.
- 2 Для чего малому бизнесу нужна цель?
- 3 Виды и типы целей малого бизнеса.
- 4 Основные характеристики целей малого бизнеса.
- 5 Иерархия целей малого бизнеса.
- 6 Примеры целей компаний мирового уровня.
- 7 Заключение.
Вступление.
Прежде всего, я хочу рассеять еще одно заблуждение многих бизнесменов, что цель бизнеса является прерогативой только крупного бизнеса. Это далеко не так. Более того, можно смело утверждать, что ни один бизнес не существует без цели. Уже само существование малого бизнеса является достижением ранее поставленной цели.
Любое действие преследует какую-либо цель. А бизнес не может существовать без действий. Цель малого бизнеса — это намеченный результат, к которому малый бизнес должен прийти в результате совершенных этим бизнесом действий. Безусловно, лучше, когда эти действия могут быть заранее спланированы, а не носят вынужденный, спонтанный характер. Вынужденные действия тоже преследуют собой какие-либо цели, но часто не позволяют их достичь. Поэтому формированию цели малого бизнеса следует уделять максимум внимания. Своевременно и правильно поставленная цель может предотвратить очень много пагубных для малого бизнеса ошибок и проблем.
Для чего малому бизнесу нужна цель?
Цель малого бизнеса определяет его будущее, выражает конкретные ориентиры развития как бизнеса в целом, так и его различных направлений и структур. При достижении малым бизнесом или его структур поставленных целей, необходимо сформулировать новые цели.
Важность постановки целей малого бизнеса предопределена тем, что они являются основой всей деятельности малого бизнеса.
1) Цель малого бизнеса является ориентиром для выбора и разработки стратегии его развития.
2) Цель малого бизнеса является базой для постановки процесса управления, организации производства, текущего планирования, мотивации персонала, контроля качества продукции.
3) Цель малого бизнеса определяет пути повышения его эффективности и прибыльности.
4) Цель малого бизнеса лежит в основе принятия любого делового решения в отношениях с клиентами, поставщиками, инвесторами, со всей окружающей средой.
5) Цель малого бизнеса служат руководством для формирования конкретных показателей работы бизнеса и сроков их выполнения.
Виды и типы целей малого бизнеса.
Существует несколько критериев, по которым можно разделить цели.
1) Прежде всего, цели делятся на стратегические, экономические и неэкономические.
К стратегическим можно отнести цели, направленные на укрепление положения малого бизнеса на рынке и повышение его конкурентоспособности.
К неэкономическим можно отнести цели, направленные на улучшения социальных условий, например, улучшение условий труда работников, благоустройство территории и т.д. Очень часто неэкономические цели отходят на второй план или вообще не ставятся, т.к. затраты на достижение неэкономических целей не скоро окупаются и не приносят быстрой прибыли.
Однако бизнес не должен забывать о постановке неэкономических целей, поскольку условия труда работников является важным фактором благополучия малого бизнеса.
Экономические цели малого бизнеса, выражаются в показателях его деятельности, например рентабельности, прибыли, эффективности. Экономические цели можно, в свою очередь, разделить на количественные и качественные. К количественным, кроме вышеперечисленных примеров, можно отнести ряд показателей качества, объем производства или продаж и т.д. К качественным можно отнести, например, цель стать лидером рынка, или освоить новые рынки.
Чаще всего цели малого бизнеса по критериям очень сложно разделить, т.к. они содержат элементы нескольких критериев одновременно.
2) Цели можно разделить по времени их постановки. Условно по времени, цели можно разделить на:
— краткосрочные цели, планируемые на срок до 1 года;
— среднесрочные цели, планируемые на срок до 3 лет;
— долгосрочные цели, планируемые на срок свыше 3 лет.
Естественно, чем короче срок планирования цели, тем она должна быть конкретнее. Большинство авторов считает, что граница между среднесрочными и долгосрочными целями — 5 лет. Я считаю, что в малом бизнесе планировать и устанавливать цели более 5 лет просто нереально и не имеет смысла.
Основные характеристики целей малого бизнеса.
Цели бизнеса должны обладать рядом характеристик, которые иногда называют критериями качества поставленных целей. К числу основных характеристик целей можно отнести:
1) Достижимость цели. Очень важно, чтобы цель малого бизнеса была реальной, достижимой. Многие бизнес-консультанты проповедуют, что следует ставить перед бизнесом супер задачи, космические цели. Что только тогда бизнес сможет достичь заоблачных высот. Я хочу предостеречь бизнесменов от этой глупости. Цели устанавливают только такие, которые не превышают возможности малого бизнеса и самого бизнесмена. Установление недостижимых целей и погоня за ними просто уничтожает малый бизнес.
2) Конкретность цели. Цель это не мечта, и не лозунг, это конкретный ориентир. Поэтому и выражена должна быть конкретно. Формулировка цели не должна содержать разночтений, быть четкой и трактоваться однозначно.
3) Измеримость цели. Самое четкое изложение цели может быть только тогда, когда содержит измеримые параметры. Измеримые параметры позволяют конкретизировать планы и стратегии достижения цели.
4) Непротиворечивость целей. Во-первых, нельзя устанавливать несколько целей, противоречащих друг другу. Действия, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать действиям для достижению других целей. Во-вторых, даже одна поставленная цель не должна, для ее достижения, допускать противоречивых действий.
Иерархия целей малого бизнеса.
Очень существенное значение в постановке цели малого бизнеса имеет его вид деятельности, структура и размер, а также масштаб поставленной цели. И часто бывает так, что цель, поставленная бизнесом в целом (назовем ее общей целью), способствует установке целей структурным подразделениям бизнеса, или ряда подцелей для достижения общей, масштабной цели. Поэтому целесообразно разделить цели по иерархии. Количество уровней иерархии целей зависит от их масштабов и сложности организационной структуры бизнеса.
Число и разнообразие целей бизнеса требуют системного подхода к определению их состава. В качестве удобного инструмента можно использовать модель в виде дерева целей. В общем случае дерево целей малого бизнеса может выглядеть, как на представленной схеме.
Как видно из схемы, при помощи дерева целей можно упорядочить иерархию целей. Для этого осуществляется последовательное распределение общей цели на цели более низких уровней или подцели. Это можно делать по следующим правилам:
— общая цель должна содержать конкретное описание конечного результата, поставленного этой целью;
— при разделении общей цели в иерархическую структуру следует исходить из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня;
— при формулировке целей разных уровней необходимо описывать только результаты, которые эти цели должны достигнуть, а не способы их получения;
— цели одного уровня должны быть независимы друг от друга и не дублировать друг друга;
— нижний уровень дерева целей должен составлять конкретные задачи, которые должны быть выполнены определенным способом в установленные сроки.
Повторяю, на схеме я привел только пример дерева целей. Каждый малый бизнес должен строить это дерево исходя из своих конкретных условий.
И еще хочу заметить, что дерево целей является очень хорошей базой для стратегического и оперативного планирования. Ведь пути достижения целей и могут быть основой планов малого бизнеса.
Примеры целей компаний мирового уровня.
Для наглядности я хочу привести несколько примеров, как формируют цели, ведущие в своем направлении, компании.
ЗМ Corporation. «Достичь среднегодового роста прибыли на акцию минимум на 10%, прибыльности акционерного капитала на 20-25%, рентабельности привлеченного капитала не ниже 27% за 4 года».
Domino‘sPizza. «Быстрая доставка горячей пиццы не более чем через 30 минут после принятия заказа. Разумные цены, приемлемая прибыль».
AtlasCorporation. «Стать низкозатратной золотодобывающей компанией среднего масштаба, производить не меньше 3735,5 кг золота в год и создать золотой резерв в 4245 кг».
BancOneCorporation. «Всегда входить в тройку лидеров финансового рынка».
Заключение.
Как видим из примеров, цель бизнеса должна быть конкретной и служить ориентиром для его развития. Конкретные цели устанавливаются на основе выявления сильных и слабых сторон малого бизнеса, его конкурентных преимуществ или недостатков. Как правило, такие цели выражают реально достижимые конкретные результаты (обычно два-три показателя) в тех сферах, которые являются решающими для успешного развития малого бизнеса.
Цели малого бизнеса могут корректироваться из-за изменений во внешней среде или из-за изменений внутренних возможностей самого бизнеса. Формирование целей служит основой для выбора стратегии малого бизнеса.