Бизнес план островок в торговом центре
Содержание статьи:
Островок в торговом центре — превосходная площадка для того, чтобы начать малый бизнес и понять, какие товары пользуются стабильным спросом, принося хороший доход. Стартовать можно с малых форм торговли — островков в зонах высокой проходимости торгового центра. Первичные вложения определяются масштабом вашего замысла. Если денег почти нет, можно вполне обойтись мизерными инвестициями в островок в торговом центре.
Содержание
- 1 Как открыть островок в ТЦ и какой товар продавать
- 2 Как сделать Островок в торговом центре
- 3 Перспективы малого бизнеса на островках в ТЦ и его окупаемость
- 4 Островок в торговом центре: достоинства и недостатки
- 5 Выбор направления бизнеса и особенности договоров с поставщиками
- 6 Аренда: выбор места и учёт внешних факторов
- 7 Анализ конкурентного рынка: оригинальная бизнес идея или франшиза
- 8 Человеческий фактор
Как открыть островок в ТЦ и какой товар продавать
Изначально определитесь, что именно вы будете предлагать клиенту. Это может быть яркая бижутерия, парфюм и косметика, креативные подарки, пестрая полиграфия и пр. Если средств на закупку товара достаточно, вы почти не ограничены в выборе товара под реализацию в торговом островке. Имея скромный стартовый бюджет, можно открыть островок по продаже свежевыжатых соков или стойку с забавными мелочами и оригинальными вещицами (AliExpress — хороший источник идей) — под ваш островок в торговом центре
Желательно оформить статус юридического лица: ИП или ООО
Найдите в интернете сайты ближайших ТЦ и контакты администрации. Или сразу обратитесь в дирекцию интересующего вас торгового центра с вопросами аренды площади под островки. Лучше обзвонить несколько ТЦ, чтобы лучше ориентироваться в расценках — сможете торговаться и предлагать свои условия. Часто торговые центры могут предложить свободные стойки и стеллажи. Сразу спросите об этом (сэкономите на оборудовании).
Как сделать Островок в торговом центре
Чтобы ваш малый бизнес креп, внимательно изучайте рынок потребительского спроса. Предлагайте покупателю актуальный товар, которого в других точках ТЦ мало или нет вовсе. Чаще освежайте ассортимент и всегда держите в рукаве джокера — очередную фишку, интересную потребителю. Используйте технику привлечения внимания — светящиеся сувениры, яркие иллюминации, нестандартное оформление витрин. Предлагайте товары, сопутствующие продукции соседних магазинов.
Островок в торговом центре здесь — важно грамотно использовать технику продаж, стараясь доукомплектовать каждую покупку: красивая упаковка подарков (с доплатой), акция 3 по цене 2-х, расходные и дополнительные детали (батарейки, чехлы, шнурки и пр.). Островок в ТЦ можно разделить на 4 сектора по сторонам света, предлагая в каждой секции различные товары. Чтобы клиенту было интересно пройти вокруг вас, а не проскользнуть мимо транзитом. Строгая дисциплина работников островка тоже не будет лишней.
Перспективы малого бизнеса на островках в ТЦ и его окупаемость
Как и другие виды коммерческой деятельности, этот малый бизнес требует активности своего владельца. Хорошая торговая динамика достигается и в том случае, если вы можете быстро адаптировать свой островок под новый продукт, более прибыльный в текущий период года (сезонная продажа соков, новогодняя атрибутика, фестивальная продукция и пр.). Аренда будет съедать приличную часть вашего дохода первое время. Но если ставка регулируется вашей фактической рентабельностью, можно слегка хитрить. Первый месяц — расчетный период самоокупаемости. Затем будете отмечать постепенный рост дохода.
Островок в торговом центре может стать как отличным стартовым шагом в развитии собственного бизнеса, так и негативным опытом, подрезающим крылья. Вероятнее всего без тщательной подготовки мечты разбогатеть разобьются о суровые законы рынка. Хорошо ещё, если точка «сработает в ноль». В худшем случае останутся долги за товар, неоплаченная аренда и, возможно, кредиты, которые неизвестно, как оплачивать. Нерадостная перспектива? Тогда стоит потратить время, чтобы изучить максимально подробно все нюансы этого вида торговли.
Островок в торговом центре: достоинства и недостатки
Главная особенность, которой торговый островок отличается даже от уличных киосков, не говоря уже о крупных бутиках и магазинов, очевидна. Это — очень небольшая площадь (от 2 до 15 м2). Такой сверхмалый бизнес. С этим отличительным свойством связаны как плюсы, так и минусы.
Если систематизировать, то получится следующий набор характеристик. Достоинства:
- мобильность конструкции;
- более скромные стартовые инвестиции;
- нахождение в проходном месте.
Недостатки:
- часто существуют ограничения на дизайн;
- отсутствие склада (необходимо осуществлять оперативный завоз товара или работать, в том числе «на заказ»);
- ограниченный ассортимент (нет примерочной).
Изучив этот список, легко заметить, что островок в торговом центре совсем неуниверсальная бизнес идея. С другой стороны, остаётся ещё множество вариантов.
Выбор направления бизнеса и особенности договоров с поставщиками
Торговый островок можно предназначить для продажи или оказания услуг посетителям. Даже если имеется бизнес идея, которую будущий предприниматель считает просто идеальной, стоит акцентировать внимание на имеющихся «подводных камнях».
Одним из самых перспективных направлений, на первый взгляд, кажется продажа продуктов питания. Есть и пить людям хочется всегда! Если рассмотреть подробно, то требуются:
- наличие у продавца медицинской книжки (можно на него возложить проблемы по её получению);
- опрятная внешность (спецодежда не обязательна, но вызывает подсознательно у покупателя чувство лояльности, также как одноразовые перчатки при накладывании еды или её приготовлении);
- сертификаты/декларации соответствия/санитарно-эпидемиологические заключения на товар.
К тому же, в каждом крупном мегамолле существует как минимум Макдональдс и KFC. Соответственно, еда, которую предлагает островок в торговом центре, должна быть либо эксклюзивной, либо конкурентоспособной по стоимости. Самое главное — необходимо придерживаться безукоризненной свежести продуктов, и качественного обслуживания. Один из секретов успешного предпринимательства сообщает, что довольный покупатель рассказывает о приятном впечатлении в среднем 2-3 знакомым, а негативом делится с 10! С распространением интернета, скорее всего, разрыв в этих цифрах ещё больше.
Продали единственный раз некачественный или отвратительный по вкусу продукт — покупатель и сам не вернётся в торговый островок, и в добавок ещё репутацию испортит. А что вы хотели? Нормальный закон рынка! Если в меню указано «кофе молотый натуральный» — его и надо подавать, а не растворимую бурду. Кстати, при приготовлении напитков ни в коем случае нельзя экономить на воде. Наливаете из водопровода и ждёте прибыли? Ждите. Вплоть до разорения. Потребители уже разбираются в качественных продуктах и грубейшая, недопустимая ошибка считать их недотёпами.
Ассортимент непродовольственных товаров (или товаров народного потребления) ограничен их размерами. Самые популярные направления: дизайнерские аксессуары, мелкая кожгалантерея, косметика, сезонные товары, гаджеты, бижутерия. Бизнес идея такого рода требует постоянного мониторинга за продажами, быстрой ротацией в ассортименте, и возможностью оперативной доставки ТНП под заказ.
Франшиза обычно диктует предпринимателю свои условия, и придётся работать так, как предлагается. В остальных случаях договор желательно изучать с человеком, имеющим юридическое образование и опыт работы в торговле.
Самый невыгодный и рискованный вариант, даже если бизнес идея кажется привлекательной, это выкуп товара с последующей продажей. Цена на таких условиях обычно ниже, но все риски несёт тот, кто придумал арендовать островок в торговом центре. Особенно легко пролететь с символикой нового года. Да, сувениры в сезон сметают, как горячие пирожки, но остатки дракончиков-свинок и тп. будут ждать своего «звёздного часа» ещё 12 лет. Желательно попробовать договориться с поставщиком о хотя бы частичном возврате нереализованного товара. Конечно, это должно быть оформлено документально (приложение к договору) В случае продуктов — обратить внимание на пункт, прописывающий сроки годности. Не все поставщики на это согласятся. Но попробовать-то можно?
Оплата товара по реализации или с отсрочкой платежа — обычно более приемлемый вариант для обеих сторон. Островок в торговом центре, оказывающий услуги населению, необходимо поддерживать в безупречной чистоте. При нанесении макияжа у многих женщин-посетительниц может возникнуть логичный вопрос — кого до меня касались эти спонжи, кисточки и тп? Следует предусмотреть следующее: обеззараживание инструментов, одноразовые перчатки персоналу.
Аренда: выбор места и учёт внешних факторов
Каждому предпринимателю, решившему снять островок в торговом центре, хочется, чтобы было как можно больше покупателей на продаваемую продукцию, или потребителей предлагаемых услуг.
Косвенно подсказать самый «проходной» ТЦ помогут материалы из сети или из экономической периодики. Стоит только учитывать, что целевая аудитория, на которую сориентирована торговая точка и контингент основных посетителей могут не совпадать.
Не спешите арендовать самую первую подвернувшуюся к случаю площадь. Если задумка уже чётко сформирована, подумайте, найдёт ли задуманный островок в торговом центре свою целевую аудиторию? Среди строительных товаров вряд ли будут пользоваться коммерчески значимым успехом женские аксессуары и бижутерия.
К тому же, самые популярные мегамоллы, на правах рыночных отношений, часто диктуют свои условия. Мало того, что аренда в них совершенно точно стоит существенно дороже. Дизайн точки, внешний вид продавцов, даже ассортимент могут быть строго регламентированными.
Перед тем, как арендовать место под торговый островок по очень привлекательной цене учитывайте не только ближайшую, но и чуть более отдалённую перспективу, напрямую не связанную с бизнесом. Проанализируйте так называемые внешние факторы. Строительство рядом магистрали, или реконструкция уже имеющихся подъездных дорог на какое-то время существенно снизит поток покупателей, а, значит, и прибыль. Срок окупаемости в таком случае возрастёт, и для быстрой отдачи не подойдёт. Такой островок в торговом центре рискует стать необитаемым на неопределённое время. Кстати, аренда — это не только обязанности по оплате предпринимателем площади. В договоре необходимо учесть пункт о компенсации от администрации ТЦ в случае пожара, коммунальной аварии и прочих неприятностей. Если это не предусмотрено, повышается риск потерять всё без шансов на возмещение ущерба, и решение снять «уголок» будет роковым.
Анализ конкурентного рынка: оригинальная бизнес идея или франшиза
Определившись с типом товаров, примерно подобрав ТЦ, приходит время решать следующий важный вопрос: торговый островок будет реализовывать собственные творческие задумки, или развитие пойдёт по менее рискованному варианту. Первый вариант требует «приручения» потребителей, на что требуются средства. Много времени и денег может уйти на дизайн торгового оборудования и прочие факторы. Франчайзинг решает большинство из этих проблем.
Наиболее часто в качестве успешных примеров приводятся реализация сокосодержащего чайного напитка Tea Fanny Point, футболок с оригинальными рисунками Проvокация и сеть Автодевайс. Не спешите в срочном порядке арендовать островок в торговом центре для того, чтобы продавать эти товары. Существует такой закон рынка, как насыщаемость. То, что казалось инновационным и модным совсем недавно (вспомните спиннеры), так же резко может выйти из «моды».
Известная франшиза, или раскрученный бренд — не всегда гарантирует успех. Необходимо проверять информацию, даже если она взята из кажущихся достоверными источников.
Прочитали, что суперпопулярностью пользуется торговый островок по продаже, допустим, свежевыжатых соков и смузи? Не ленитесь. Загляните в мегамолл. Если понадобится — в несколько. Посмотрите на похожий островок в торговом центре с этим ассортиментом. К нему выстроилась очередь, или никого нет? Понаблюдайте (благо, обычно рядом находятся диванчики для отдыха) сколько покупателей было в течение часа. Возможно, что и не одного заинтересованного человека не подошло.
Подойдите к продавцу. Чаще всего они маются от безделья, «зависают» в смартфоне, и готовы поговорить. Пообщайтесь. Узнайте «из первых рук», так ли хороша разрекламированная франшиза. Посмотрите, как примерно ваша бизнес идея будет выглядеть после реализации. Оцените с позиции потребителя, что не так? Скудный ассортимент, высокая цена, в которую заложена аренда, зарплата продавца, и тому подобное? Как бы вы хотели улучшить подобный островок в торговом центре? Что можно улучшить с минимальными затратами?
Для не слишком дорогостоящих товаров подходит такой метод, оценивающий количество покупателей. Купить что-нибудь при открытии и перед закрытием. Из номера «вечернего» чека вычесть номер «утреннего» и собственные 2 покупки. Вот так просто узнать, сколько покупателей привлёк торговый островок за рабочий день. Сумму товарооборота таким способом не определить, только если сориентироваться очень приблизительно по порции сока (среднего ценника из товаров).
Человеческий фактор
Детально продуманный план бизнеса, аренда по доступной цене в ТЦ с хорошей проходимостью, и прочие благоприятные стечение обстоятельств сойдут на 0 при игнорировании человеческого фактора.
За персоналом необходим контроль: внезапный визит в торговый островок, чтобы снять кассу, использование метода «тайного покупателя» (с привлечением профессиональных агентств, или по договорённости со знакомыми).
Стоит задуматься о том, как обеспечить сохранность товара, если продавцу необходимо отлучиться (да, обычно предприниматель считает, что наёмный работник — практически робот, но физиологию в этом убедить невозможно). Работа с рекламациями (претензиями) от покупателей — очередной штрих, дополняющий картину такого вида бизнеса, как островок в торговом центре.