Бизнес в условиях цифровой экономики | Журнал о розничной торговле

Бизнес в условиях цифровой экономики

Экономика России в результате радикальной трансформации, произошедшей за последние десятилетия, перестала быть закрытой и постепенно стала частью мировой экономики. Главная особенность будущего общества — проникновение цифровых технологий в жизнь человека. Это обусловлено прогрессом в областях информационных технологий, телекоммуникаций. Вопросы инновационного, в последующем цифрового развития экономики сопровождаются активизацией предпринимательской деятельности малых предприятий и ростом количества и качества их компетенций, что связано с высшим образованием.

В принятой «Программе развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года» поставлена задача: сформировать систему мер поддержки и стимулирования, обеспечивающую мотивацию субъектов экономической деятельности к цифровым инновациям и исследованиям в области цифровых технологий.

Данная программа предусматривает повышение конкурентоспособности малых предприятий, где инструментом или способом такого повышения является внедрение и развитие цифровых технологий в работе малых предприятий, а более конкретно — развитие инновационного малого предпринимательства в сфере цифровой экономики.

Вопросы взаимосвязи предпринимательства и развития цифровых технологий и того, какую роль в этом процессе играет образование, представлены в данной статье.

Понятие предпринимательства рассматривается в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [1].

«…Исследования понятия „предпринимательство“ показали отсутствие единства взглядов на этот экономический феномен и социальный феномен. Однако при всех имеющихся разночтениях можно выделить общие для всех подходы, которые позволяют дать определение предпринимательству. В частности, ни у кого не вызывают возражения такие положения, как [2]:

а) предпринимательская деятельность осуществляется ради получения прибыли;

б) предпринимательская деятельность связана с риском;

в) предпринимательская деятельность полезна для общества;

г) по своей сущности предпринимательская деятельность является организаторской, самостоятельной, инициативной и инновационной».

В условиях развития цифровой экономики под предпринимательской деятельностью понимается ее организация в рамках компетенций самого предпринимателя, что позволяет получить по возможности максимальную прибыль, но только при условии создания востребованных обществом высокотехнологических товаров и услуг с применением цифровых технологий.

При использовании малыми предприятиями в своей деятельности цифровых технологий резко возрастает предпринимательский риск. И это связано не только с выпуском новой высокотехнологической продукции, но и с увеличением масштабов финансирования этого процесса.

На успешное развитие малого предпринимательства оказывают влияние множество факторов, как отрицательных, так и положительных. В табл. 1 представлены проблемы развития малого бизнеса, среди которых можно отметить некомпетентность предпринимателей и сложность внедрения новейших технологий [2, 3].

В аспекте профессиональной некомпетентности, согласно регулярным опросам в среде малого бизнеса США главными причинами неэффективного развития бизнеса являются:

1) некомпетентность руководителя;

2) нехватка опыта в производстве, финансах, поставках, управлении в единоличных формах владения и в товариществах;

3) несбалансированный опыт;

4) неумение налаживать и поддерживать деловые связи и контакты [2].

Как нами было отмечено, предпринимательская деятельность должна быть полезна для общества в целом, и в первую очередь она тесно связано с развитием цифровых технологий. Далее рассматривается, какая роль на данном этапе отводится малому предпринимательству и какие при этом основные проблемы необходимо решать.

Можно обозначить одну из главных проблем малого предпринимательства — некомпетентность предпринимателя, которая выражается в отсутствии знаний в области менеджмента, маркетинга, производства, финансов, снабжения, опыта в управлении, неспособности решения нестандартных задач. И здесь можно согласиться с Г.А. Хасановым, что «необходимы серьезные инвестиции в развитии человеческого капитала в России» [4, c. 71] и актуальность этой позиции возрастает в аспекте развития цифровой экономики.

К термину «цифровая экономика» существует два подхода: классический и расширенный. В классическом подходе цифровая экономика — экономика, которая осуществляется с помощью цифровых технологий в области электронных товаров и услуг, например дистанционное обучение, телемедицина, продажа медиаконтента (ТВ, кино и т.п.). По расширенному подходу цифровая экономика рассматривается как экономическое производство с использованием цифровых технологий.

«Цифровая экономика (электронная) — совокупность общественных отношений, складывающихся при использовании электронных технологий, электронной инфраструктуры и услуг, технологий анализа больших объёмов данных и прогнозирования в целях оптимизации производства, распределения, обмена, потребления и повышения уровня социально-экономического развития государств» [5].

Цифровая экономика также рассматривается как хозяйственная деятельность, в которой ключевой фактор производства — данные в цифровой форме. Она способствует:

1) формированию информационного пространства, при этом учитывая потребности граждан и общества в качественных и достоверных сведениях;

2) развитию информационной инфраструктуры РФ, организации и применения информационно-телекоммуникационных технологий в России;

3) созданию для социальной и экономической сферы новой технологической основы.

Цифровая экономика представлена следующими уровнями, которые напрямую влияют на жизнь граждан и общества в целом — рис. 1 [6].

Таблица 1

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства

Бизнес в условиях цифровой экономики

Рис. 1. Уровни цифровой экономики

Бизнес в условиях цифровой экономики

Рис. 2. Отличительные черты цифровой экономики

Можно выделить следующие отличительные черты цифровой экономики — рис. 2 [6, с. 13–14]:

1. На Платформах «цифровой» экономики сосредотачивается экономическая деятельность. Под Платформой «Цифровой» экономики понимается цифровая среда с набором функций и сервисов, которая напрямую обеспечивает потребности как потребителей, так и производителей. Классический рынок может служить примером «Платформы» как бизнес-модели, где потребители и производители находят друг друга.

2. На сегодняшний день развитие технологий, таких как Big Data, 3D печать, позволяет удовлетворять потребности не среднестатистического потребителя, а каждого конкретного клиента. Поэтому вторая отличительная черта — персонифицированные сервисные данные.

3. Развитие коммуникационных технологий позволяет напрямую общаться потребителям с производителями без многочисленной цепочки посредников. Особенность цифровой экономики в том, что она позволяет непосредственное взаимодействие производителей с потребителями.

4. Распространение экономики совместного пользования приводит к двум пунктам: первый — совместное владение теми или иными товарами; второй — оплата за предоставленную информацию. Примером может служить владение для нескольких семей автотранспортным средством будет более экономично, чем содержание личного автомобиля или применение услуг такси.

5. Значительная роль вклада индивидуальных участников. Энтузиастам-одиночкам отводится особая роль в бизнес-процессах при развитии технологий. Выделяют два типа взаимодействий в экономике:

I — B2B (business-to-business), B2C (business-to-customer/consumer), B2G (business-to-government) — фрилансеры, которые выполняют контрактные обязательства на аутсорсинге.

II — C2B (customer-to-business), C2C (customer-to-customer) — Crowd Funding стартапы.

В цифровой экономике одно из важных условий эффективного развития ведущих сфер человеческой деятельности — формирование соответствующей институциональной среды. К одному из ключевых институтов важно отнести кадры и образование, в рамках которых создаются условия для успешного развития цифровой экономики.

На сегодняшний день изменения в экономике стран, прогнозирование ее развития на перспективу затрагивает все уровни сферы образования, начиная от начального, среднего, профессионального и до высшего — это напрямую связано с качеством знаний, получаемых обучающимися. В системе образования расширяется применение цифровых технологий:

1. Каждое образовательное учреждение имеет выход в сеть Интернет и индивидуальные сайты в соответствии с государственными требованиями.

2. В программах общего образования ведется курс информатики и информационно-коммуникационных технологий, также осуществляется подготовка кадров для цифровой экономики.

Таблица 2

Формирование цифровых компетенций в различных формах обучения

Среди недостатков отметим:

1. Малочисленность подготовки кадров и неполное соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики.

2. На всех уровнях в образовательном процессе наблюдается дефицит кадров.

3. В процедурах итоговой аттестации недостаточно применяются цифровые инструменты учебной деятельности, процесс не включен целостно в цифровую информационную среду [5].

Поэтому на сегодняшний день необходимо, начиная с вузов, создавать благоприятную среду для «создания» нового типа компетентных предпринимателей, т.е. инициативных, творческих, с предпринимательским складом ума, владеющих необходимыми знаниями, умениями и навыками, быстро адаптирующихся к изменяющейся среде, лидеров по натуре, способных принимать задачи различного характера и ориентированные на цифровые технологии.

Перед университетами и другими вузовскими организациями встали задачи переходного периода: подготовка бакалавров и магистров по направлениям и специальностям, а также необходимость в расширении ниши программ и создании условий, в которых обучающиеся получат знания и навыки, требуемые цифровой экономикой [7].

В табл. 2 представлены цифровые компетенции, уровни цифровой подготовки (аналитический, профессиональный, продвинутый, базовый, элементарный), которые необходимо формировать в разных формах обучения [7, c. 68].

Актуальными проблемами развития малого предпринимательства и повышения его конкурентоспособности являются нестабильное развитие экономики и политики, неравномерная конкуренция, проблемы к доступу ресурсов, большие налоги и некомпетентность предпринимателя.

На основе выделенных проблем развития цифровой экономики и развития малого и среднего бизнеса можно сделать следующие выводы, что не всегда у предпринимателей есть возможность успешной реализации своего дела с применением цифровых технологий.

Известно, что конкурентные преимущества базируются на ресурсных факторах, к каковым можно отнести природные, трудовые, финансовые ресурсы, наличие инфраструктуры и основных производственных фондов. Для малого предпринимательства, рассматриваемого в рамках цифровой экономики, определяющими в этом списке будут являться высококвалифицированные сотрудники, а также доступ к своевременной информации, что подразумевает наличие цифровых платформ, необходимых для ведения бизнеса или развития цифрового направления бизнеса.

Для этого необходимо реализовать государственные программы развития цифровой экономики, что предусматривает адаптацию новых технологий к потребностям бизнеса в рамках государственно-частного партнерства. Надо начинать с изменений в процессе образования всех уровней — расширение применения цифровых технологий, создание соответствующих условий, изменение образовательных программ, в части формирования новых компетенций, т.е. знаний и навыков, востребованных цифровой экономикой, что позволит в дальнейшем развить благоприятную среду для «создания» нового типа компетентных предпринимателей.