Самодельные лодки | Журнал о розничной торговле

Самодельные лодки

Когда-то очень давно, судя по Библии, Ной построил ковчег и спас от Потопа свою семью, а заодно и все живое на Земле. Я, понятно, ни в коей мере не могу себя с ним сравнивать. Однако уже после первого месяца, проведенного нынешней весной на самоизоляции, начал всерьез задумываться, а не посадить ли мне в лодку жену, сына и дочку, и уплыть с ними куда-нибудь подальше от Москвы с ее вирусами, масками и перчатками, указами мэра, пропусками и штрафами. Отправиться, например, на все лето в путешествие по карельским озерам, жить на берегу, питаться выловленной рыбой, учить детей общению с природой. И чтобы рядом не было никаких всезнающих теледокторов, Интересный материал о самодельных лодках построенных людьми в период самоизоляции ни вообще телевизоров, ни телефонов, ни Интернета, ни бродящего по миру призрака пандемии.

Хотел уже начать планировать детали маршрута и заброски на него, но вовремя вспомнил, что… е-мое, лодки-то у меня нет! Был раньше самодельный парусный «надувастик», да сгорел полгода назад вместе с мотоциклом, экипировкой, кучей походного снаряжения, и самим мотоклубом, где все это добро хранилось (хорошо, что дельталет в то время стоял на аэродроме, это его и спасло). И вряд ли семейный бюджет, сильно подкосившийся в нынешней карантинной обстановке, выдержит приобретение всего этого хозяйства. Расстроился, конечно, но мысль о новом плавсредстве засела в голове крепко…

А гуляя однажды с сыном по ближайшему лесу, вдруг явственно увиделось решение проблемы. Пункт первый – лодку надо не купить, а сделать своими руками. Пункт второй – сделать, используя самые доступные, даже примитивные, материалы, то есть те же самые ореховые прутья (о том, как я смастерил детский стул из ореховых палок – см. в «М-К» № 7-2020), соединенные в каркас и обтянутые чем-то, не пропускающим воду в качестве оболочки. Получится этакий вроде эскимосский каяк или индейское каноэ.

Как человек технический, обладающий системным подходом ко всем вопросам, вернувшись домой с прогулки, я углубился в поиски аналогов задуманной конструкции: ведь наверняка кто-то уже изучал данную тему, так зачем отказываться от опыта предшественников. И, конечно же, нашел такие примеры. Причем, довольно много. На первый взгляд, судя по роликам на «ю-тубе», все действительно просто и дешево. Даже очень просто и очень дешево. Вяжем веревками каркас из прутьев и обматываем его упаковочной стретч-пленкой, купленной в ближайшем хозмаге. Понадобится один-два рулона пленки и моток синтетической бечевки. Далее прорезаем дырку в «палубе», фиксируем края скотчем – вот и вся технология.

На чертеже условно показано два днищевых стрингера. На лодке их четыре
На чертеже условно показано два днищевых стрингера. На лодке их четыре

Концепция лодки «из ничего» в целом мне понравилась, но более детальный анализ «интернет-конструкций» показал, что практически все они не отвечают моим задачам. Часть их сделана в качестве «средств для выживания», не предполагая длительного или даже повторного использования (переплыли речку или добрались до цивилизации и выбросили). Ясно, что с таким «экстремальным» подходом не до выбора материалов и изысков форм – используй, что есть под рукой, главное – не утонуть. Другие же самоделки, а их в Интернете большинство, – и того хуже. Вряд ли после съемок забористого видеоролика их еще хоть раз спускали на воду. А изготовлены они были лишь исключительно ради «лайков» и «хайпа», как сейчас говорят (накрутки количества просмотров на канале автора и «шумихи на пустом месте», если перевести на нормальный русский).

Мои же требования к плавсредству (кроме дешевизны и простоты – с этим у «пленочного корабля» действительно все нормально) были следующие.

Во-первых, мне необходимо «многоразовое» судно, рассчитанное на использование как минимум в течение одного сезона. Или больше: заменил оболочку через год и готово! Следовательно, каркас надо делать основательно: не на веточках, связанных бантиками, а по классическим правилам судостроения, предполагающих полноценные продольные и поперечные элементы конструкции.

Во-вторых, поскольку такая лодка -неразборная, то для ее хранения требуется определенная «жилплощадь». Выделить отдельное помещение или хотя бы половину балкона для этой цели у меня возможности нет. Значит, нужно постараться, чтобы она сама «вписалась» в мою квартиру.

Ну и, в-третьих, что для меня также важно, – это инженерная, новаторско-эстетическая составляющая проекта, которая должна привить моим детям (пока сыну, дочка еще совсем маленькая) тягу к творчеству. Другими словами, лодка должна быть оригинальной технически и дизайнерски красивой.

Работа по созданию лодки началась с прорисовки нескольких вариантов 3D-моделей
Работа по созданию лодки началась с прорисовки нескольких вариантов 3D-моделей

Таким образом, отталкиваясь от указанных требований технического задания, еще до начала строительства судна были определены его габариты: длина – 2650 мм, ширина – 750 мм, высота – 350 мм. Я с удовольствием занялся бы постройкой более крупного корабля, но столь малые размеры были продиктованы местом его хранения – в комнате городской квартиры, лежа под потолком на мебельной стенке советских времен. Учитывалось при этом и необходимость его транспортировки на грузовом лифте, а также доставка до ближайшего водоема способом «на плече». Осуществить такое с длинной лодкой было бы намного сложнее.

А вот ширина корпуса определялась исходя из желания получить на выходе не одноместную лодку, а «полуторную», чтобы можно было взять на борт ребенка. К слову, еще на стадии знакомства с различными вариантами подобных конструкций, я сразу обратил внимание на узкие посадочные отверстия в них, – мне такие точно не подходят. Да и небезопасные они в случае оверкиля: можно зацепиться, запутаться ногами и не выбраться. А всякие воднослаломные «эскимосские перевороты» – это пока не для нас.