Состав и структура разделов бизнес плана
1.2 Состав и структура бизнес-плана предприятия.
Таблица 1.1 — Типов бизнес-планов и их характеристика
Перед тем как собираться что-то делать стоит выяснить вопрос заключается не только в том, как это делать, но и в том, стоит ли этим заниматься вообще. Прежде чем приступить к написанию бизнес-проекта, необходимо получить весь комплекс необходимой информации, ведь еще в 19 веке знаменитый английский предприниматель Натан Ротшильд сказал: «Кто владеет информацией, тот владеет миром» или еще можно добавить более современным выражением, что информация — это двигатель прогресса. Таким образом со стороны применения и использования информационных потоков рассмотрим основные этапы процесса бизнес-планирования.
2. Определение целей разработки бизнес-плана.Цели формируются тем перечнем вопросов, которые должен разрешить бизнес-план. Важно осознавать, что внутренние и внешние цели предприятия могут быть достижимы, только в случае если разработан по-настоящему грамотный, профессионально составленный, добротный и качественный план. На данном этапе формирования информации необходимо определить потенциальных читателей или пользователей бизнес-плана, для кого вы его составляете и кто будет им пользоваться, ведь грамотно составленный бизнес-план — это уже половина сделанного дела, которое вы запланировали.
Но справедливости ради стоит отметить и тот факт, что привлечение консультантов со стороны, которые владеют методиками и навыками разработки бизнес-инвестиционных проектов, имеющие программные продукты для их разработки, так же является достаточно хорошей практикой, так как сотрудники не всегда могут достоверно владеть внешней информацией. На данный момент времени услугами по разработке инвестиционных проектов занимаются информационно-консультационные службы агропромышленного комплекса. Таким образом, бизнес-план — это документ творчества коллектива специалистов, объединенных единой целью и идеей. Важное правило здесь: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если это требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыков такого рода работы.
В предпринимательской практике и научной литературе нет единого строго установленного или определенного методического подхода к содержанию и структуре бизнес-плана. Понятно, что чем крупнее предприятие, чем разнообразнее его предпринимательская деятельность, тем более подробным и полным должен быть бизнес-план, с подробным описанием алгоритма составления его каждого раздела, соответственно если мы говорим о бизнес-плане небольшого предприятия или производства, тогда бизнес-план будет значительно проще и не таким объемным как предыдущий. Для того чтобы отметить сильные стороны проекта, раскрыть его специфику и особенности, выделить уникальность и совершенство бизнес-идеи, типовую структуру бизнес-плана можно менять, опять таки в зависимости от того на кого ориентирован бизнес.
1. Резюме проекта. Представляет собой мини-формат уже составленного бизнес-плана, в нем описаны основное краткое содержание бизнес-идеи в целом, данный раздел располагается на второй после титульной станице бизнес-проекта и занимает около 2-5 страниц. Данный раздел позволяет внешним пользователям, ну, например, инвесторам бегло ознакомиться с представленной в проекте информацией и определить для себя свой собственный интерес в проекте, если же по результатам ознакомления с резюме интерес к проекту не возник, то и надобности в дальнейшем его ознакомлении нет, так внешние субъекты сэкономят и свое время, и время представителя бизнес-плана.
Данный раздел содержит основные сведения о предприятии и сфере его деятельности. Здесь можно и нужно описать историю создания предприятия, какова была изначально специализация предприятия, какие отрасли были развиты, финансовые результаты деятельности предприятия. Если предприятие только создается, тогда необходимо подробно описать место его расположения, климатические и почвенные условия и характеристики, данные аспекты особенно касаются сельскохозяйственных производителей. Немаловажным аспектом является влияние факторов внешней и внутренней среды.
Таблица 1.2 — Факторы внутренней среды и их составляющие.
Определив основные факторы внутренней среды, которые напрямую зависят от руководителя предприятия, необходимо рассмотреть внешние факторы, с которыми дело обстоит намного сложнее, так как они не зависят от собственника производства и по нашему мнению являются более непредсказуемыми. Данные факторы представлены в таблице 1.3.
Источник: составлено автором по материалам [10].
Таблица 1.4 — Анализ возможных ситуаций по матрице SWOT-анализа.
Заканчивается раздел формулировкой миссии и целей деятельности предприятия и определением стратегии бизнеса.
4. Исследование и анализ рынка сбыта. Один из самых главных разделов бизнес-плана, ведь от того как вы обеспечите процесс реализации произведенного продукта, будет зависеть финансовый результат деятельности предприятия, особенно это важно в производстве сельскохозяйственной продукции, так как большинство продуктов данной отрасли являются малотранспортабельными и скоропортящимися. В данном разделе бизнес-плана надо помнить обязательно о законе спроса и предложения, конкуренции и конкурентном преимуществе, сегментации рынка, так необходимо представить критерии для определения сегментов рынка.
Источник: составлено автором по материалам источника [18].
1) Какая стратегия маркетинга разработана на предприятии.
3) Как будут формироваться цены на товары и какой уровень прибыльности на вложенные средства предполагается реализовать.
5) Как предполагается добиваться хорошей репутации товаров и самого предприятия в глазах общественности.
7. Организационный план.Данный раздел бизнес-плана посвящается системе управления фирмой и ее кадровой политике. Организационная структура представляет собой способ и форму объединения работников для достижения поставленных перед предприятием производственных и управленческих целей. Она документально представляется в виде схемы, штатного расписания персонала, положениях о подразделениях аппарата управления предприятия, должностных инструкциях отдельных исполнителей. Организационную структуру характеризуют количество звеньев, иерархичность, характер распределения полномочий и ответственности по вертикали и горизонтали структуры системы управления.
9.Потенциальные риски.Производство продукции в агропромышленном секторе экономики является наиболее рискованным мероприятием, так как в таком производстве многое зависит от погодных, климатических условий и почвенных характеристик. А также немаловажным является непредсказуемость развития рыночных отношений это значит, что постоянно возникает неясность в полезности ожидаемого конечного результата и, следовательно, возникает опасность непредвиденных потерь и неудач. В разделе, посвященном риску, освещаются проблемы, которые могут возникнуть у предприятия в процессе реализации проекта, и основные методы защиты от потенциальных трудностей.