Чем отличаются друг от друга рекламный розыгрыш и лотерея с позиции юриста? | Журнал о розничной торговле

Чем отличаются друг от друга рекламный розыгрыш и лотерея с позиции юриста?

Организация промо-акций и лотерей: что про это говорит отечественный закон

Каким образом можно сделать розыгрыш призов, подарков, скидок или промо-кодов , чтобы не попасть на штрафы? Клиенты нашего рекламного агентства очень часто задаются подобным вопросом. Вы найдете ответ в данной статье, разъясняющей отличия между коммерческими и рекламными лотереями, а также законодательные условия для рекламы промо акций.

Что такое лотерея?

Лотерея – игра, которая проводится в соответствии с договором, где одна сторона (оператор) осуществляет розыгрыш призового фонда лотереи, а другая сторона (участник) имеет право на определенный выигрыш, если она признается выигравшей соответственно с условиями проводимой лотереи. Организация и проведение лотерей регулируется федеральным законом «О лотереях» от 11.11.2003 № 138-ФЗ.

Итак, по своей сути, это взаимодействие двух сторон. Одна сторона осуществляет розыгрыш (денег или ценных предметов, которые разрешены в Российской Федерации), другая – получает приз при выполнении условий розыгрыша. В качестве приза, при этом, указывается или весь фонд полностью,или некоторая часть общего фонда. Важнейшее отличие коммерческой лотереи от прочих розыгрышей с раздачей ценных подарков – выигрыш формируется при помощи денег от билетов.
В рамках коммерческой лотереи выдается «лотерейный билет» – это документ (купон, заявление и т.д.), который дает право на участие в розыгрыше. При этом, документ подтверждает согласие участников с условиями. Билеты для участников лотереи подлежат обязательной регистрации у оператора.
Организовать лотерею имеют право исключительно Министерство спорта и Минфин. Собственники бизнеса не могут просто выпустить билеты для лотереи и устроить розыгрыш. Они имеют возможности стать «оператором» такого розыгрыша, однако для этого следует пройти конкурс у организаторов. Незаконное проведение лотереи – правонарушение, за которое соответствующие органы могут назначить штраф. Размеры штрафов следующие:

  • Гражданам: 3-4 тыс. руб.
  • Для должностных лиц: 15-20 тыс. руб.
  • Юридические лица: 250-350 тыс. руб.
  • Рекламная акция

    Другое название — стимулирующее мероприятие. Под этим понимают конкурсы, игры и т.д., когда участникам требуется купить какой-нибудь товар. Например, рекламные акции «Заправься бензином на 900 рублей и прими участие в розыгрыше» или «Купи женский шампунь и найди свой приз под наклейкой». Подобные акции относят к рекламным, по этой причине они регулируются уже другим законом — «О рекламе».
    Данные мероприятия организовываются по инициативе предпринимателя, их не нужно обязательно регистрировать. При этом нужно сообщить клиентам:

  • Точные правила: кто может участвовать, что требуется выполнить;
  • Сроки. Либо определенный период, либо указание до какой даты будет проходить мероприятие;
  • Число призов или подарков;
  • Порядок получения выигрышей. Где забрать, возможно ли получить по почте или в пункте выдачи и т.д.;
  • Кто организовывает данную акцию. Надо указать фирму и ее адрес или дать адрес официального сайта.
  • Как отличить лотерею от рекламной акции?

    Порой стимулирующие мероприятия называют «лотереями». И между ними действительно имеются общие свойства:

  • Характер мероприятий — соревновательный;
  • Выигрыш получат далеко не все участвующие;
  • Основная задача участия – получение некоего приза (или нескольких призов, в соответствии с условиями).
  • КритерийДенежная лотереяСтимулирующая лотерея
    Как формируется призовой фонд?За счет билетов, которые реализуются участникам: продали билетов на сумму 500 тыс. – призовой фонд будет формироваться из этих 500 тыс.За счет компании, устроившей акцию. Допустим, магазин объявил о розыгрыше ценных призов среди покупателей газировки. Неважно на какую сумму продано товара, выигрыши покупаются за счет фирмы.
    Каким образом подтверждается участие?Купленным лотерейным билетом.Купоном/чеком (и так далее), который выдается бесплатно, после выполнения условий рекламной акции или покупки товара.
    Риск для участвующих?Имеется. Люди могут потерять денежные средства, ничего не получив взамен.Отсутствует. Клиенты приобретают товар, а получение приза – это бонус.

    В итоге, если вы организовываете промо-акцию, где каждый покупающий товар или услугу на сумму, предположим, свыше 500 руб., получает бесплатный купон и участвует в розыгрыше приза – это считается не лотереей, а стимулирующим мероприятием.

    Ответственность за нарушение условий рекламной акции

    Конкурсы в рамках стимулирующих мероприятий считаются одним из видов рекламы. По этой причине проверку законности их проведения выполняет ФАС. Если государственный орган обнаружит нарушения, он выдает предписание об их устранении. К примеру, обяжет предпринимателя прописать недостающие сведения и т.д.
    Кроме этого будет возбуждено административное дело. Предусмотрены штрафные санкции:

  • Для физлиц: 2000-2500 рублей;
  • Должностным лицам: 4000-20000 рублей;
  • Для юрлиц: 100000-500000 рублей.
  • Промо-акции с одинаковыми подарками всем участникам.

    Подобного рода промо-акции являются важной частью маркетинга при розничной торговле. Суть акций — предложение покупателям выгодной сделки, позволяющей либо купить что-либо по более низкой стоимости, либо получить больший объем товара по одной цене.
    Существуют следующие варианты промо-акций:

  • Купи один, получи выгодную скидку;
  • Два по цене одного (три за два и так далее);
  • Купи товар/услугу А и получи Б совершенно бесплатно;
  • Все по фиксированной цене;
  • Бесплатные тестеры новой продукции;
  • Акции в конкретные дни недели;
  • Сезонные продажи;
  • Скидки, предназначенные для конкретных категорий покупателей (студенты, пенсионеры, врачи и т.д.).
  • Для бизнеса важно, что подобные акции не являются стимулирующими мероприятиями. На них не распространяется закон «О рекламе». Значит, ФАС не предъявит претензию, если магазин, например, не указал, сколько продлится акция «Два товара по стоимости одного».
    Но как можно отличить обычную акцию от стимулирующего мероприятия:

  • По акции все получают одинаковые призы. Предположим, любой покупатель получает определенную скидку;
  • Нет соревновательного характера.
  • Надеемся, что публикация смогла ответить на большинство вопросов, связанных с особенностями запуска промо-лотерей. Все еще остались неясности? Задайте вопрос нам WISE.PROMO, и мы ответим на них.