Проблемы развития гостиничного бизнеса в россии | Журнал о розничной торговле

Проблемы развития гостиничного бизнеса в россии

1.3. Проблемы и перспективы развития гостиничного бизнеса в современных условиях

Зарубежные ученые, изучая роль сферы обслуживания в развитии миро­вого хозяйства, строят разные экономические модели, в которых они едины во мнении, что экономическая деятельность общества начинается от сельского хозяйства и далее через индустриализацию движется в сторону экономики об­служивания. Последнюю они делят на пять подгрупп:

Термин «гостеприимство» завоевал особую популярность в последние годы не только во всем мире, но и в нашей стране. Гостиничный бизнес является основной составляющей индустрии гостеприимства, посколь­ку обеспечивает первичные потребности человека в отдыхе, сне и еде. В этой индустрии доминируют международные корпорации, именуемые гостинич­ными и ресторанными цепями, которые вовлекают в свое обслуживание сотни миллионов людей.

Совет по тренингу в гостиничной индустрии и индустрии общественно­го питания (НСГТВ) предлагает следующие основные секторы в структуре индустрии:

Хотя и существует много общего между различными секторами индуст­рии гостеприимства, каждый из них требует самостоятельного изучения. По­скольку это не входит в задачи данного диссертационного исследования мы остановимся на изучении общих проблем, стоящих перед индустрией в целом, на примерах из разных секторов (в основном из отельного и ресторанного бизнеса).

В последние два десятилетия было сделано значительное движение в сторону применения теории общего менеджмента в индустрии гостеприимст­ва. Однако отдельные специалисты все еще продолжают считать, что достиг­нут небольшой прогресс в деле применения теории менеджмента бизнеса производственной сферы в сфере обслуживания в целом и в гостиничном биз­несе в частности.

  • большое количество предприятий разных размеров и видов рассредо­точено по стране и миру;

  • многие предприятия работают круглосуточно и все дни недели;

  • цены фиксированы и высоки, предложение также фиксировано, но су­ществуют их сезонные колебания, зависящие от непредсказуемого спроса;

  • это индустрия и производства, и обслуживания;

  • существуют разные клиенты с различными потребностями и ожида­ниями;

  • обслуживание направлено непосредственно к клиенту, а предлагаемый продукт имеет осязаемую и неосязаемую природу;

  • многие операции комбинированы, большинство из них производятся одновременно;

  • требуется высокий уровень координации и часто в очень сжатые сро­ки;

  • от менеджеров требуется высокий профессионализм в вопросах управ­ления;

  • помимо высококвалифицированного труда существует и много неква­лифицированного труда;

  • большинство работ малооплачиваемые;

  • велика доля молодежного, женского и почасового труда;

  • большая текучесть кадров внутри индустрии (между отраслями).

Хотя индустрию нельзя назвать сугубо обслуживающей, она проявляет многие основные характеристики других отраслей сферы обслуживания. Эти характеристики западные специалисты объединили в семь пунктов:

Непосредственное участие в процессе обслуживания порождает опреде­ленные проблемы, а именно: надо создавать соответствующую обстановку, где осуществляется обслуживание. Так как предоставление и потребление ус­луг в индустрии гостеприимства происходит одновременно, здесь в отличие от производственной сферы не требуется складирования услуг — основного продукта сферы обслуживания. Обслуживание происходит в процессе непо­средственного общения с клиентом.

Еще одно отличие индустрии гостеприимства от производства заключа­ется в том, что предложение услуг и потребители должны быть связаны друг с другом, поэтому здесь нельзя достичь эффекта экономии в масштабе с помо­щью централизованных поставок для различных рынков. Предложение услуг непосредственно клиенту ограничивает места обслуживания и уменьшает объемы операций.

В общем случае конечная цель каждой гостиницы — максимизация дохо­дов от продажи номеров и реализации других дополнительных услуг. Система управления любой фирмы может служить исходным инструментом в процессе достижения поставленной задачи.

В настоящее время во всем мире гостиничному хозяйству отведена зна­чительная роль, в то время как в нашей стране отсутствует современное по­нимание сути гостиничного бизнеса как объекта исследования и управления, его основополагающих свойств и функциональных особенностей. Лишь в по­следние несколько лет в России стали изучать такое понятие и явление как гостинично-туристский комплекс (ГТК), в то время как ранее основное вни­мание уделялось только туризму.

  1. соответствовать характеру и уровню развития общественного произ­водства в стране и в регионах;

  2. отражать и наиболее полно реализовывать цели развития управляемой экономической системы;

  3. интегрировать различные экономические интересы всех участников хозяйственного процесса в экономическое поведение;

  4. выражать все стоимостные категории производства в денежных фор­мах как конечных экономических формах воспроизводственного процесса;

  5. оптимизировать комбинацию факторов регионального производства и обеспечивать эффективность их использования во всех фазах общественного воспроизводства;

  6. обеспечивать высокую мотивацию работников и их ориентирование на высокоэффективный труд.

Действительно, развитие гостиничного бизнеса предполагает не просто упорядочение отдельных звеньев и свойств организованной системы, но и внедрение в эту систему новых рыночных элементов. Происходит влияние не только «извне», т.е. со стороны государства (в виде законодательных актов, различных программ и т.п.). Есть и внутренний момент концептуальных пе­ремен в управлении гостиничным бизнесом. Он связан с переходом от рацио­налистической концепции управления к неформальной. Суть этой неформаль­ной концепции состоит в том, что если рационалистическая концепция связа­на с использованием факторов, определяющих положение регионов как «за­крытой системы», т.е. ориентацией на поиск внутренних резервов, то новая концепция исходит из открытости, предполагающей поиск успеха вне самого региона.

В зависимости от конкретного оборудования и особенностей предостав­ляемых услуг в составе гостиниц различают гостиницы широкого профиля, гостиницы квартирного типа, мотели, придорожные гостиницы, курортные гостиницы, клубы с проживанием и прочие, согласно рекомендациям по ста­тистике туризма ООН

Что же касается вопроса, является ли гостиничное хозяйство отраслью народного хозяйства и существует ли индустрия гостеприимства в нашей стране, то здесь не существует единой точки зрения среди исследователей. Согласно одной точке зрения по поводу классификации отраслей народного хозяйства, отраслью считается совокупность предприятий, организаций и уч­реждений, выполняющих однотипные экономические функции или социаль­ные виды деятельности, на основании чего можно сделать вывод, что гости­ничное хозяйство является такой отраслью.

Проблемы развития гостиничного бизнеса в россии