Страхование коммерческих кредитов
Дебиторская задолженность – один из ключевых финансовых показателей работы торговых, производственных, промышленных, транспортных компаний, занятых на международном поле коммерческих отношений. В общем объеме годового оборота крупных предприятий на долю дебиторской задолженности может приходиться до 30 и даже 50%. Сама она является продуктом технологии отсрочки или рассрочки платежа для покупателя, которая дает массу плюсов бизнесу-экспортеру:
- возможность увеличения объема продаж;
- расширение круга партнеров-заказчиков;
- конкурентное преимущество;
- возможность устанавливать эффективные цены без оглядки на попытки демпинга и многое другое.
Плюсов у технологии много, и их список может пополняться в зависимости от специфики деятельности экспортера, а минус для всех только один – вероятность неплатежа. И учитывая средние объемы дебиторской задолженности российских компаний одного его достаточно, чтобы поставить под угрозу весь бизнес. Но с данным риском можно и надо работать. Для этих целей и существует так называемое кредитное страхование.
Что такое кредитное страхование
Страхование дебиторской задолженности – финансовая услуга, в рамках которой риск невозврата задолженности покупателя перед российской компанией-экспортером распределяется между страховой организацией (ее партнерами-перестраховщиками) и самим страхователем. Базовые условия такого договора:
- сумма страхования – согласованный сторонами объем максимального неуплаченного отсроченного платежа за поставленный товар или оказанные услуги;
- срок действия полиса может меняться с учетом специфики работы застрахованной компании, но обязательно включает оговоренный в контракте с дебитором период поставки, срок уведомления о возникновении просрочки платежа и период ожидания;
- страхователями выступают как юридические лица и их дочерние компании, так и индивидуальные предприниматели;
- к возмещению предполагаются (в зависимости от условий страховки) объем невозвращенного платежа за вычетом франшизы при ее наличии и/или расходы страхователя на взыскание долга с партнера (полностью либо частично);
- франшиза может устанавливаться по согласованию сторон в одном или нескольких вариантах (условная, безусловная, агрегатная, в процентах или фиксированной денежной сумме).
Покрываемые риски
Страхование коммерческих кредитов предусматривает покрытие двух основных рисков. Первый – просрочка платежа за отгруженный товар, связанная:
- с отсутствием реакции со стороны плательщика по истечении периода действия отсрочки;
- началом процедура банкротства покупателя;
- решением суда о несостоятельности покупателя.
Страховым событием в этом случае будет считаться как полная сумма неоплаченного платежа, так и частичная недоплата. Риск наступает при соблюдении страхователем основных условий договора (предоставление отсрочки в рамках установленного для партнера страховщиком кредитного лимита, надлежащего оформления отгрузки продукции, своевременное направление заемщику уведомлений о просрочке и т. д.). К возмещению – фактическая сумма просроченной задолженности, не превышающая размер кредитного лимита для покупателя, за вычетом всех подключенных видов франшизы.
Компенсация расходов на самостоятельное взыскание задолженности
Второй риск – возникновение расходов страхователя, связанных с запуском процесса взыскания долгов с дебиторов. Риск считается наступившим, а затраты подлежат компенсации с момента их возникновения и подтверждения.
При этом результат усилий по взысканию никак не влияет на вероятность возмещения. Вне зависимости от того, удалось страхователю получить платеж или нет, его издержки на принятие соответствующих мер покрываются страховщиком при соблюдении 3 условий.
- Максимальный размер компенсируемых затрат согласован со страховщиком.
- Задолженность, на получение которой от заемщика страхователь потратился, возникла в период действия полиса и не превышает размера кредитного лимита.
- Мероприятия по взысканию проведены строго по истечении периода ожидания (или по факту признания плательщика несостоятельным решением суда).
Порядок возмещения убытков экспортера
Цель кредитной страховки ( страхования коммерческих кредитов) – урегулировать процедуру расчета за товар покупателем и гарантировать получение страхователем своих денег. В ее реализации принимают решение обе стороны страхового договора. И если страховщику правила его поведения хорошо известны, то страхователю всегда полезно заранее разобраться с зоной собственной ответственности.
Алгоритм работы полиса выглядит так.
- Заключение договора на поставку между продавцом и покупателем. На этом этапе формируются базовые условия кредитного страхования, а именно:
- устанавливаются кредитные лимиты по каждому покупателю после проверки страховщика, впоследствии они могут меняться с учетом платежной дисциплины партнеров;
- заключается договор страхования;
- страхователем оплачивается минимальная премия (или ее часть).
- Отгрузка товара. Производится в срок от 10 дней до 6 месяцев после заключения контракта. По факту ее проведения стартует отсчет времени, данного на отсрочку платежа покупателю.
- Начало просрочки. Это зона ответственности страхователя. На данном этапе от него требуется:
- уведомить партнера о наступлении даты оплаты;
- сообщить страховщику о просроченной дебиторской задолженности в течение 15 дней с момента ее возникновения.
- Ожидание результатов совместной работы страховщика и других участников гарантийной схемы (фактора, банка покупателя, поручителя и т. д.). Длится до полугода.
- Подача претензии на страховое возмещение в пакете сопроводительных документов (перечислены в правилах страховщика).
- Согласование выплаты и перевод средств страхователю. Занимает от 2 недель до месяца с момента подачи заявки.