Взаимодействие бизнеса и местного самоуправления
22.12.2017
22 декабря 2017 года Центр поддержки и сопровождения органов местного самоуправления ВШГУ провел экспертный круглый стол по теме «Развитие коммунальной инфраструктуры: концессии, муниципально-частное партнерство и другие формы взаимодействия власти и бизнеса» с видеотрансляцией в регионы. В работе экспертного круглого стола принимали участие представители МГУ имени М.В. Ломоносова, Высшей школы экономики и Финансового университета при Правительстве РФ, Ассоциации «ЖКХ и городская среда», а также Ассоциации ЗАТО атомной промышленности.
On-line трансляцию мероприятия смотрели 1074 участников, которые представляли 40 субъектов РФ, в т.ч. 29 филиалов РАНХиГС, 17 региональных органов государственной власти, семьсот муниципальных образований и 15 советов муниципальных образований. Заочные участники дискуссии прислали более сотни вопросов, которые заблаговременно были переданы экспертам.
С приветственным словом к участникам круглого стола обратился заместитель директора ВШГУ РАНХиГС Андрей Орлов, подчеркнувший актуальность заявленной темы круглого стола, связанную как с остротой проблем в секторе жилищного и коммунального хозяйства, так и со сложностью разработки и реализации проектов муниципально-частного партнерства. Открыла дискуссию директор Центра Екатерина Шугрина, которая отметила востребованность рассмотрения взаимодействия власти и бизнеса именно в сфере ЖКХ, поскольку преобразования именно в этой сфере наиболее отмечаемы населением в качестве результатов деятельности органов местного самоуправления.
О наиболее распространенных организационно-правовых формах взаимодействия местной власти и бизнеса, таких как собственно государственно-частное и муниципально-частное партнерство, концессии, аренду муниципального имущества, инвестиционные договоры, участие в капитале и бюджетные инвестиции, рассказала ведущий научный сотрудник Центра Ирина Кабанова. Более подробно она остановилась на особенностях муниципально-частного партнерства, назвав такие как: цели осуществления, субъектный состав и особенности определения полномочий в сфере муниципально-частного партнерства глав муниципальных образований и уполномоченных органов местного самоуправления. Особенно Ирина Кабанова подчеркнула, что на стороне частного партнёра не могу выступать муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения.
Профессор Высшей школы урбанистики НИУ «Высшая школа экономики», профессор кафедры государственно-частного партнерства Финансового университета при Правительстве РФ Сергей Сиваев подробно остановился на экономических и финансовых аспектах концессий в коммунальном секторе, в особенности, на алгоритме снижения инвестиционных рисков частного партнера. Он обратил внимание слушателей на то, что подавляющее большинство концессий в РФ — это эксплуатационные концессии, тогда как этот механизм подразумевает не только эксплуатацию имеющихся мощностей, но и вложение значительных инвестиций в качественное изменение ситуации на конкретном рынке. В ходе выступления особый акцент был сделан на том, что из 2 000 концессионных соглашений, заключенных в секторе ЖКХ, всего по 10 соглашениям удалось действительно привлечь частные инвестиции для модернизации объектов ЖКХ, что демонстрирует отсутствие экономического и статистического подтверждения целесообразности использования исключительно концессионного механизма, как дающего позитивный результат, для привлечения частных инвесторов в коммунальное хозяйство.
О реальных и мнимых преимуществах концессионного механизма для реформирования ЖКХ рассказала доцент кафедры конституционного и муниципального права Ольга Баженова, которая подчеркнула, что концессионный механизм в сфере ЖКХ был призван решить две задачи: привлечь частные инвестиции и повысить эффективность управления. Однако ни одну из поставленных задач на сегодняшний день решить не удалось. Частных инвестиций в коммунальный сектор в РФ практически нет: с 2005 до 2008 г., т.е. до момента, когда законодательно было установлено право концедента (публичного собственника) участвовать в финансировании проекта, концессионных соглашений практически не заключалось (по 2 соглашения в год). По мнению Ольги Баженовой в условиях бюджетоориентированной экономики сохранение эффективных муниципальных унитарных предприятий в сфере естественных монополий может оказаться менее проблематичным, нежели создание концессионеров-частных монополистов, на что сегодня по сути направлены многие нормы законодательства. В то же время, она отметила, что концессионный механизм призван прийти на замену существующему способу управления в жилищно-коммунальной сфере.
Сергей Мирошников, заместитель директора экспертно-аналитического центра региональных исследований ВШГУ РАНХиГС, констатировал, что альтернативы привлечению частных инвестиций в сектор ЖКХ нет, без них «ЖКХ развалится». Однако приход частного инвестора не снимает ответственности с органов публичной власти за эффективность управления в указанной сфере. Также он подчеркнул, что выбор концессионного механизма — это в значительной степени политический выбор, потому что задача привлечения частных инвестиций в ЖКХ была поставлена в указах Президента РФ в 2012 г.
Заместитель исполнительного директора Ассоциации «ЖКХ и городская среда» Анна Батуева отметила тенденцию последних лет, заключающуюся в «принудительном переводе» в концессионную форму отношений между поставщиками коммунальных услуг и муниципальными образованиями, как собственниками объектов ЖКХ, связанную с вступлением в силу норм Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Эксперт сделала акцент на юридических особенностях концессионных соглашений с участием муниципальных образований, выявляющихся антимонопольными органами и в судебной практике.
Исполнительный директор Ассоциации закрытых административно-территориальных образований атомной промышленности Александр Макаренко сообщил о значительных препятствиях к развитию муниципально-частного партнерства, связанных с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности на территории ЗАТО, однако выразил надежду на смягчение законодательства в части расширения возможностей привлечения частных инвесторов в экономику указанных муниципальных образований.
В ходе дискуссии были выделены конкретные секторы коммунального хозяйства (теплоснабжение), в которых наиболее целесообразно применение концессионных соглашений. В своих выступлениях эксперты уделили особое внимание ответам на вопросы, поступившие от участников круглого стола.