Сценарии развития бизнеса в россии
Сценарии и прогноз развития отражают пассивность государства в отношении бизнеса и экономики 14 июня 2005
16 июня правительство планирует обсудить среднесрочную программу экономического развития по 2008 год и среднесрочный финансовый план. Председатель Экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян в «Российской бизнес-газете» высказал точку зрени
Первое, что бросается в глаза, когда начинаешь изучать предложенные правительством сценарии и прогноз развития российской экономики до 2008 года, — чрезвычайно большой разброс вариантов динамики отдельных показателей. По-видимому, правительственные эксперты за многие годы составления различных планов и программ так и не научились прогнозировать на должном уровне. В результате ни один сценарий за последние 13 лет так и не был реализован.
Боюсь, что и нынешний документ ждет та же судьба. Начнем с инфляции. И в оптимистическом (инновационном), и в пессимистическим (инерционном) вариантах прогноз роста цен — менее 10 процентов на 2005 год и около 5 — к 2008 году. Совершенно очевидно, что в условиях высоких мировых цен на нефтепродукты, бензин вряд ли станет дешеветь в России.
Если же учесть прогнозируемый многими экспертами рост цен на нефть до 70 долларов за баррель, то «импортируемой» инфляции нам не избежать. Не удивлюсь, если в результате уровень инфляции в 2005 году окажется в интервале 13-15 процентов. И совершенно очевидно, что 4-5 процентов в 2008 году — это также иллюзия.
Не менее странным выглядит и прогноз мировых цен на углеводороды. Нам кажется, что он занижен. Средняя цена в 2005 году будет выше 40 долларов за баррель (в документе она от 36 до 39) и далее будет лишь повышаться, а не снижаться, как думают правительственные эксперты. Соответственно будут принципиально иными условия для прогнозирования. Доходы бюджета (включая Стабилизационный фонд) будут выше, изменятся параметры валютных резервов, прироста денежной массы, более мощным будет давление в сторону укрепления рубля.
С одной стороны, проще будет выполнить социальные обещания — увеличить к 2008 году в два раза зарплаты бюджетникам и пенсии. С другой стороны, инфляционное давление на рынке также увеличится, что вряд ли будет способствовать улучшению состояния дел в экономике.
Оба представленных правительственными экспертами варианта сильно отличаются друг от друга и по росту ВВП, и по объемам внешней торговли, и по размерам государственных капитальных вложений, и по денежным доходам населения, и по ряду иных ключевых показателей. Но что роднит оба варианта — фактическое отсутствие активной роли правительства в исполнении прогнозов.
Оба варианта — эклектическая смесь различных предположений относительно динамики в основном внешних для нашей экономики и для нашего правительства факторов. Ведь даже инициатива о резком росте социальных выплат исходила не от правительства, а от президента страны. А вот красивые идеи о частно-государственном партнерстве, о гарантийной поддержке экспорта, об активном развитии технопарков фактически так и остались на бумаге. За год в этих направлениях так ничего сделано не было и нет каких-либо намеков на то, что будет делаться. Слов, конечно, много. Но все тонет в согласованиях.
Это означает, что из двух вариантов, предложенных в документе, наиболее вероятным представляется инерционный (пессимистический), который тем не менее будет несколько перевыполнен за счет более высоких мировых цен.
Вряд ли можно рассчитывать на существенный рост инвестиционной активности частных инвесторов в условиях слабой защиты прав инвесторов. А ведь это фактор, который бы дал, по мнению авторов документа, как минимум 0,2 процентных пункта прироста ВВП в 2006 году и по 0,4 — в последующие годы. На наш взгляд, этот фактор вообще ключевой для российской экономики, и его вклад мог бы быть гораздо большим. Однако это зависит от двух принципиальных моментов — от готовности бизнеса выйти из тени и от создания правительством условий для начала активной модернизации производственных фондов.
К сожалению, в документе об этом нет даже намека. Все, что сказано там о налоговых инициативах, уже хорошо известно, однако этого явно недостаточно. И ускоренное списание амортизации на вводимые основные средства в размере 10 процентов, и установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений, и списание расходов на НИОКР в течение 2 лет, и некоторые другие идеи — это, конечно, шаг вперед. Однако это шаг маленький, не позволяющий России выйти на более существенные темпы роста — более 7 процентов ВВП ежегодно. Изложенные в документе налоговые и иные предложения отражают общую пассивность правительства в направлении развития бизнеса и экономики в целом. Как следствие, естественные пределы для такой политики — не более 6 процентов роста ВВП.
Я полагаю, и это мнение разделяется и Торгово-промышленной палатой РФ, и «Деловой Россией», что экономика России может уже сейчас расти более высокими темпами. Для этого надо наладить нормальный диалог бизнеса и власти, снизить ЕСН до 15 процентов для малого и среднего бизнеса, ликвидировать пошлины на импорт промышленного оборудования, запчастей и комплектующих к нему, более широко внедрять практику предоставления инвестиционных налоговых кредитов и льгот за создание рабочих мест. Тогда мы по-настоящему сможем опереться на силы отечественного бизнеса, меньше будем зависеть от «внешних факторов» и, как следствие, будем иметь реальные, а не условные сценарии развития страны.