Бизнес план для мам | Журнал о розничной торговле

Бизнес план для мам

Привет! Сегодня с вами на связи Анна Шуст, мама и предприниматель с большим практическим опытом, один из авторов аккаунта @exidna и совладелец брендов Mum’s Era и Ехидна. Мы попросили Анну помочь нам разобратсья в том, как составляется бизнес-план, если вы задумали открывать собственное дело. С чего начать и за как прописать основные пункты бизнес-плана, который станет вашей инструкцией на ближайший год? Читайте в сегодняшнем выпуске рубрики бизнес-мама.

Содержание

  • 1 БИЗНЕС-ПЛАН ДЛЯ ХИПСТА МАМЫ
  • 2 1. Опишите ваш продукт (сервис, услугу).
  • 3 2. Ваша компания.
  • 4 3. Портрет вашего клиента.
  • 5 4. Необходимые расходы.
  • 6 5. Маркетинг.
  • 7 6. Расчетные финансовые показатели.

БИЗНЕС-ПЛАН ДЛЯ ХИПСТА МАМЫ

«Итак, вы задумались о собственном деле. Есть идея, но с чего начать, за что хвататься?

В теории все знают, что, чем четче и понятнее сформулированы цели и задачи, тем лучших результатов можно достичь. Но на практике потратить время на бизнес-план при этом многие забывают. А зря! По моему опыту, составление четкого бизнес-плана и достижение хорошего результата сильно коррелируют.

Не существует жестких правил и требований к написанию бизнес-плана, однако, есть ключевые моменты, которые стоит в нем отразить Учтите, что, если это план для инвесторов, то он должен быть достаточно официальным, структурным и ориентированным в первую очередь на их интересы и выгоды. Если вы пишете бизнес-план для себя, то надо учесть и ваши выгоды, и то, что дело должно приносить вам удовольствие.

Я расскажу о более частой истории для мам — как составить бизнес-план для запуска собственного проекта (обычно на свои деньги или вообще с нуля).

Действуем пошагово.

1. Опишите ваш продукт (сервис, услугу).

Опишите его четко и подробно. Что именно вы хотите предъявить миру? Почему это будет кому-то интересно? Какие задачи будет решать ваш продукт (сервис, услуга)?

Проведите анализ сильных/слабых сторон своего продукта. Для хороших продаж вам будет важно подчеркивать его сильные стороны в своём предложении для клиентов. И важно удостовериться, что эти сильные стороны представляют из себя ценность. Так же и со слабыми сторонами — важно удостовериться, что эти стороны не являются непреодолимым препятствием для развития вашего бизнеса. Объясню на примере, который мне наиболее близок. Допустим, вы хотите открыть интернет-магазин товаров для мам и малышей.

Ваши сильные стороны (то, что будет вашим конкурентным преимуществом) могут быть такими:

  • вы знаете, как создать идеальный дизайн и навигацию сайта, чтобы клиентам было очень удобно им пользоваться;
  • у вас в ассортименте будет представлен уникальный товар, который сложно или пока невозможно найти в вашем городе;
  • вы можете предоставлять клиентам экспертные консультации, благодаря которым они будут выбирать максимально подходящий им товар и испытывать огромное удовольствие от его использования (а, значит, возвращаться к вам за покупками);
  • вы готовы организовать незабываемый сервис — доставлять товары с возможностью примерки и выбора, предлагать бесплатную доставку и доставлять в течение одного дня после оформления заказа.

Ваши возможные слабые стороны (моменты, которые могут вам помешать, над которыми нужно работать):

  • отсутствие возможностей делать скидки, организовывать программы лояльности (например, если вы ставите на товар небольшую наценку и не оставляете себе пространства для манёвра);
  • неизвестность брендов, которые вы планируете продавать, среди вашей аудитории покупателей;
  • отсутствие достаточного количества рук/свободного времени для хорошей работы по всем направлениям и получения быстрых результатов;
  • незнание способов онлайн-продвижения сайта и каналов привлечения трафика в интернет-магазин;
  • отсутствия навыка организации продаж с юридической и бухгалтерской точек зрения.

Каждый список может содержать более 10 пунктов, которые актуальны именно для вас в вашей ситуации!

2. Ваша компания.

Ответьте на вопросы и запишите это. Какая у вас есть/будет форма юридического лица? Почему и чем она будет для вас удобна? Опишите вашу нишу и ваших ближайших конкурентов. Чем вы будете от них отличаться? Какова ваша миссия? Хорошо сформулированная миссия даст вам и мотивацию, и хорошее вИдение всего, что вам предстоит сделать. Например, миссия нашей компании звучит так: «Мы делаем жизнь родителей и детей более комфортной — наши товары пригодятся во время беременности, помогут во время грудного вскармливания, облегчат прогулки и путешествия с детьми, а также принесут море позитивных эмоций». И когда у нас появляется идея какого-нибудь очередного супер-проекта или нового товара, мы вначале садимся и смотрим — а не упускаем ли мы из виду свою миссию? А не потратим ли мы свои усилия в ненужном направлении?

3. Портрет вашего клиента.

Кто ваш клиент, как он выглядит, чем он интересуется, почему ему нужен ваш товар? Где находятся «места обитания» ваших покупателей? Как вам обратить внимание людей на себя? Почему они должны будут выбрать именно вас? Сформулируйте, как вы это себе представляете. Потому что мало просто придумать идею, вам нужно понимать, где и кому вы будете все это продавать.

Например, вот так мы в компании видим нашего клиента: это мама в возрасте от 25 до 35 лет, чаще всего, родившая своего первого малыша, ведущая активный образ жизни. Наша мама внимательно и вдумчиво относится к качеству своей жизни и ей близки принципы естественного родительства (грудное вскармливание, совместный сон, ношение малыша на руках и в слинге).

Это НЕ значит, что у нас не бывает других покупателей, но это значит, что свои маркетинговые усилия мы направляем именно на таких мам, которые описаны в нашем «портрете».

4. Необходимые расходы.

Подробно посчитайте, сколько денег вам понадобится для старта. Составьте список расходов, распланируйте бюджет. Подумайте, можно ли снизить расходы по оставшимся пунктам. Точно ли вам с самого начала нужен крутой дорогой сайт или можно обойтись бесплатным конструктором сайтов? Точно ли вам нужно закупать какое-то оборудование, или на старте можно обойтись размещением заказов у подрядчиков?

Итак, составьте оптимальный бюджет и заложите +10% на непредвиденные расходы. На этом этапе также стоит оценить угрозы и возможности, которые могут сопровождать вас на пути создания собственного бизнеса. Чтобы подготовиться и по возможности предотвратить эти угрозы, а также не упустить интересные возможности по недосмотру.

Примеры потенциальных угроз, которые могут ожидать будущего владельца интернет-магазина товаров для мам и малышей:

  • появление конкурентов с аналогичным или даже лучшим ассортиментом/сервисом/предложением;
  • снижение покупательской способности ваших клиентов;
  • сложности с хостингом, технической поддержкой и обслуживанием сайта;
  • отсутствие многоканального телефона и операторов, отвечающих на звонки — нельзя делать обширную рекламу, т.к. поток клиентов упрется в пропускную способность одной единственной точки телефонного «входа» за покупками.

Примеры ваших возможностей (векторов развития вашего бизнеса):

  • открытие офф-лайн точки продаж с ассортиментом, идентичным онлайн-магазину;
  • увеличение среднего чека покупки за счёт грамотных программ лояльности и введения в ассортимент товаров-спутников (которые можно предлагать в дополнение к основному ассортименту);
  • поиск путей снижения издержек и увеличения доходности (найти более дешевую транспортную компанию для перевозки, оптимизировать расходы на упаковку, улучшить систему хранения и уменьшить расходы на склад).

Разумеется, все приведённое выше — примеры, а не догмы. В вашем бизнесе списки могут состоять совсем из иных пунктов!

5. Маркетинг.

Вам нужен максимально четкий список (он же пошаговый план): где, как, когда, какими способами вы планируете продажи? Разумеется, без социальных сетей сейчас никуда, но что кроме них? Каналами привлечения покупателей могут быть: контекстная реклама, информационное партнёрство с другими бизнесами (взаимопиар друг друга для клиентских баз друг друга), профильные выставки-маркеты-интересные мероприятия для мам, где вы можете, так или иначе, презентовать себя.

Составьте и дополнительный список — какие еще способы продаж вы могли бы использовать в дальнейшем (например, впишите туда те каналы продаж, в которых вы сейчас не очень ориентируетесь, но имеет смысл развиваться в эту сторону).

Для примера расскажу о наших недавних изменения: в этом году мы существенно снизили расходы на контекстную рекламу (её продуктивность по московскому региону для нас сильно снизилась с ростом цен на объявления), но интенсивно осваиваем направление контент-маркетинга, привлекая новых клиентов с помощью полезных экспертных материалов о разных аспектах естественного родительства (многие материалы мы выкладываем и на нашей страничке в Инстаграм тоже), создавая полезные и нужные статьи для мам.

6. Расчетные финансовые показатели.

Это завершающий пункт вашего бизнес-плана. Сколько продаж вы планируете делать в первый месяц? В первые полгода? Где находится точка вашей безубыточности? В какой момент бизнес станет прибыльным, при каком уровне продаж? Даже если вы не планируете идти с этим планом к инвесторам — чем четче вы сами понимаете, чего хотите достигнуть, тем более прицельными и успешными будут ваши действия. Если ваша цель расплывчата «когда-нибудь заработать сколько-нибудь» — готовьтесь к тому, что и результат будет весьма абстрактным.