Бизнес информатика в каких вузах | Журнал о розничной торговле

Бизнес информатика в каких вузах

Удовольствие от учебы и любознательность — эти два качества нужны студентам информатики, уверена преподаватель бизнес-школы в Висбадене (Hochschule RheinMain — Wiesbaden Business School) Карин Грезлунд (Karin Gräslund). «Задача преподавателей — заставить студентов поверить в себя и раскрыть свой творческий потенциал», — говорит профессор.

Фундаментальность — плюс или минус?

Бизнес-информатика как одна из самых востребованных специальностей в сфере IT представляет собой комбинацию экономических и технических дисциплин. Глава отдела кадров компании itelligence Дитер Шоон (Dieter Schoon) считает, что при выборе университета самое главное — внимательно присмотреться к преподавателям. «Есть ли у них харизма, которая сможет увлечь студентов, могут ли они стать примером для молодого поколения?» — называет он вопросы-критерии для отбора.

Бизнес информатика в каких вузах

Дитер Шоон

Будущим программистам и специалистам в области оптимизации бизнес-процессов сегодня можно выбирать не только вуз, но и страну, в которой они хотят учиться. Главное, чтобы на выходе студент имел «общую подготовку, хорошие знания технологий по своей специализации и досконально знал какой-то модуль», считает Никита Головин, начальник отдела международных научных проектов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Бизнес информатика в каких вузах

Виктор Никитин

«А вот владение английским языком — обязательное условие для программистов, — говорит он. — Важно также уметь делать презентации. С этим у выпускников российских вузов часто возникают проблемы. В университетах уделяется недостаточно внимания развитию этих навыков. Многие студенческие проекты проваливаются лишь потому, что ребята не в состоянии грамотно представить свою идею». Менеджер из Германии Дитер Шоон уверен, что сильная черта информатиков из России — когнитивное мышление«.

В борьбе за кадры

В Германии выпускники специальности «бизнес-информатика» пользуются большим спросом у работодателей. Федеральное объединение информационных, телекоммуникационных и компьютерных технологий (BITKOM) регулярно публикует информацию об остром дефиците кадров в отрасли. В России — похожая ситуация. Как утверждает декан факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ Виктор Никитин, даже кризис не смог снизить спрос на специалистов в бизнес-инжиниринге и бизнес-аналитике.

Бизнес информатика в каких вузах

Идеальный специалист IT: какой он?

«По прогнозам российского профессионального IT-сообщества, ежегодная потребность рынка в специалистах информационных технологий достигает 70 тысяч человек в год, — говорит профессор. — Все российские вузы сообща выпускают порядка 25 тысяч таких специалистов. Поэтому мы и наблюдаем такой разрыв между спросом и предложением. И мы будем иметь дело с таким положением вещей еще долго».

Как отмечают эксперты, высокий спрос на информатиков — это глобальная тенденция. Поэтому выпускники с хорошим дипломом и знаниями могут рассчитывать на быстрое погружение в профессию. Время на поиск работы, как правило, не превышает трех месяцев, а большинство находит своего работодателя еще в процессе обучения.

«Выпускники политехнического факультета по специальностям „Прикладная математика“ или „Техническая кибернетика“ практически не знают проблем с трудоустройством, — утверждает Никита Головин. — Ребята работают с третьего курса, а к окончанию университета уже получают хорошую зарплату, с которой их трудно переманить. Компании, которые пытаются набрать студентов на последних курсах, либо не находят их, либо получают не очень интересных кандидатов».

В поисках оптимума

Бизнес информатика в каких вузах

«Подключение» к сообществу выпускников IT обещает хорошие перспективы в карьере

При такой конкуренции за лучшие кадры студентам важно постоянно работать над собой, чтобы получить достойное предложение. Виктор Никитин из ГУ-ВШЭ дает совет не полагаться лишь на рынок и учить то, что востребовано в данный момент. «Так можно оказаться погребенным под информационной волной, — говорит он. — Теория и методология — это долгоиграющие аспекты, которые пригодятся не только в учебе, но и в освоении самых современных технологий». Такой подход позволит выпускникам, по его словам, быть «на гребне волны».

В вопросе о том, где лучше учиться — в российском вузе или за рубежом, — мнения специалистов расходятся. «Думаю, самая привлекательная перспектива — это получить образование в Германии или в Европе, чтобы потом добиться успеха в бизнесе в России», — говорит Дитер Шоон.

«Преимущество российского образования — в его фундаментальности. Европейское и, в том числе, немецкое образование становится все более прикладным. Вузы готовят студентов к работе в конкретной области», — подмечает актуальные тенденции Никита Головин, начальник отдела международных научных проектов Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Он руководит Академическим центром компетенции SAP и на практике замечает, что, с одной стороны, компании ищут выпускников с практическим опытом, которые умеют работать с конкретными технологиями, а с другой — именно фундаментальное образование учит понимать и анализировать информацию.

Поэтому, выбирая между западным и российским техническим образованием, «оптимум» надо искать где-то посередине. Например, получить степень бакалавра в России, а в магистратуру поехать учиться за рубеж, чтобы набраться не только теоретических знаний, но и практического опыта. Впрочем, как отмечает профессор бизнес-информатики из ГУ-ВШЭ, Россия сегодня тоже идет по западному пути. «Студенты привлекаются в качестве стажеров в ведущие компании и пишут свои дипломные работы, диссертации по реальным заказам бизнеса», — говорит Никита Головин.

В России и на Украине в компании itelligence работает около 30 человек. Дитер Шоон, глава HR-отдела в офисе в Билефельде отмечает, что проблема нехватки практического опыта перед выпускниками сегодня больше не стоит. «Проблема в другом: часто они не способны думать критически, рассматривать проблему с разных сторон. Чем быстрее вы находите решение, тем больше вероятность допустить ошибку. Студенты приобретают новые знания с огромной скоростью. Они стараются как можно скорее закончить учебу. Студенты должны работать на перспективу — сначала получать знания, а потом выходить на рынок», — уверен он.