Детский модельный бизнес в китае | Журнал о розничной торговле

Детский модельный бизнес в китае

Два фотографа и стилист на усыпанном листьями тротуаре в бывшей французской концессии в Шанхае проводят очередную фотосессию. Это привычная сцена. Но на сей раз в кадре не молодожены, позирующие для свадебных фото, и не юная китайская модель, демонстрирующая последние тенденции местного бренда. Перед нами ребенок, или, точнее говоря, трехлетний малыш Гао Ю.

Маленький мальчик, одетый в кожаные штаны и куртку бомбер, ярко-красные кроссовки и свитер с нарисованным монстром, выглядит вполне счастливым. Все детали костюма взяты из магазина детской одежды на Taobao. Балансируя на бордюре, он позирует для камеры, все время меняя выражение лица, пока другой ребенок на велосипеде не проезжает мимо, отвлекая его внимание.

«Еще один кадр», — говорит фотограф. «Нет, спасибо», — отвечает вежливо малыш. И, что поделать, съёмка останавливается.

«Могу ли я пойти в туалет?» — спрашивает мальчик свою маму, которая уже просмотрела каждый кадр на экране камеры фотографа. «Да, но у тебя есть только пять минут,» — отвечает она. — «У нас еще два комплекта одежды для каталога.»

Такова жизнь ребенка-модели. В последние годы не иссякающий спрос на детскую одежду и аксессуары делает детское модельное агентство очень прибыльным бизнесом в мире моды Китая и медиа-индустрии в целом.

Согласно данным Национального бюро статистики, китайские родители выделяют на одежду для детей почти 30 % от всех расходов. Это, в свою очередь, создает потребность рынка в услугах юных моделей и маленьких актеров для рекламы различных товаров — от одежды и костюмов до детских колясок и игрушек. Многие родители воспользовались этой возможностью, чтобы получить небольшой дополнительный доход.

«В этом море полно акул. Многие агенты или агентства даже проводят отбора детей или предъявляют минимальные требования к возрасту».

Гао Юй — всего лишь один из десятка тысяч детей, которые, по оценкам специалистов, сейчас работают моделями в Китае. Модельные агентства или филиалы крупных агентств, специально ориентированные на детей и желающие во чтобы то ни было поймать «детскую волну», открылись по всей стране. Поисковик Baidu сразу предлагает более 300 вариантов моделей, большинство из которых находятся в самом Шэньчжене, а также в городах второго и третьего уровня. Кроме портфолио с фотографиями и бронирования услуг, агентства также предлагают обучение и мастер-классы, где учат детей ходить по подиуму, двигаться или петь.

Менеджер в агентстве Гуанчжоу, пожелавший остаться неизвестным, уверен, что число заявок на детских моделей за последние три года выросло на 50 процентов.

«Существует большой спрос со стороны брендов, — в особенности, на моделей с ростом Tmall», — говорит он. — «Но многие родители к тому же хотят славы для своих детей».

На первый взгляд, детские модельные агентства выглядят достаточно мило, но этот бизнес также беспощаден, как и у взрослых коллег. В большинстве случаев они берут значительные суммы денег с родителей только за то, чтобы зарегистрировать ребенка как модель, а дальше требуют 60-70 % прибыли с каждой фотосессии. Отсутствие в Китае четких правил для детского модельного бизнеса означает, что агенты могут принудить детей пропустить школу ради кастинга или шоу. Кроме того, тренеры, которые учат детей в специальных модельных школах, часто не могут похвастаться надлежащей квалификацией.

«Детский модельный бизнес — это мутная, нерегулируемая индустрия, которая оставляет многих претендентов без реальных шансов на стабильную карьеру в качестве модели», — утверждает Чень Бин, владелец Catfree , детского модельного агентства в Сучжоу.

«В этом море полно акул. Многие агенты или агентства даже не выбирают детей или предъявляют минимальные требования к возрасту. Они просто записывают их и просят родителей заплатить. Неудивительно, что эти дети, в конечном итоге, не получают никакой работы ».

Чень Бин считает, что на рынке моды Catfree Kids своеобразный"бутик" и этим отличается от многих крупных агентств.

«У нас есть всего 110 детей, поэтому мы являемся самым маленьким агентством модельного бизнеса в области Янцзы,» — говорит он. — «Тем не менее, к нам приезжают семьи со всей страны, чтобы работать с нами, и, хотите верьте или нет, есть даже девочка из Dongbei (северо-восток Китая)».

Действительно, в одном из классов Catfree мы встречаем детей из провинции Шаньдун, Нанкин, Хэнань и Шанхай. Все они пришли на «урок позирования», где 20-летняя тренер, бывшая модель, показывает, как правильно позировать на камеру, дефилировать по комнате и элегантно стоять на месте.

Выстроившись в ряд перед огромным, до потолка, зеркалом, дети в возрасте от 4 до 7 лет, сонно слушая тренера. Два мальчика корчат рожицы друг другу, в то время как девочка отстраненно изучает себя в зеркале. Чень говорит, что большинство детей любит уроки. Но, на первый взгляд, им просто невероятно скучно.

Мастер-классы обходятся 3,500 юаней за семестр, обучая группы из 15 детей, о чем Чэнь говорит с гордостью. Занятия проводят только по выходным дням или во время летних каникул, так что начинающие модели не пропускают школу, а их родители могут найти время, чтобы поехать в Сучжоу. Семья может вернуть стоимость обучения всего за пару фотосессий, а после окончания курсов обучение становится бесплатным.

«Мы стараемся делать мастер-классы доступными для родителей и детей», — говорит бизнесмен. — «Главный критерий — очарование, а остальному можно научиться и здесь».

В то же время, гораздо большее оживление царит по соседству, в фотостудии Catfree Kids, которая является основным источником дохода компании. Tmall — бренды со всей страны отправляют сюда одежду для создания каталогов и рекламных кампаний, где постоянные модели агентства, маленькие «выпускники» курсов, демонстрируют ее на камеру.

Комната, где проходят фотосессии, большая и с хорошим освещением, а на полу — гора подушек. Один угол занят игрушками и самодельной кроваткой (видимо, для незапланированного полуденного сна малышей). В уголке визажиста, где полно румян, помад и тональных кремов, стилист занят работой над образом 7-летней Ян Ян из Уси. Она готовится к новогодней фотосессии, где необходимо представить много красных платьев и традиционной китайской одежды, чем она, видимо, очень взволнована.

«Ян Ян любит фотографироваться,» — говорит ее мама. «Она очень непосредственна. Все говорили мне, что она очень хорошенькая, потому прийти в компанию показалось мне очевидным шагом. Она любит надевать милые платья и костюмы, в которых чувствует себя маленькой принцессой. Она и вправду принцесса ».

Как только начинается фотосъемка, маленькая девочка бесконечно кружиться перед камерой, улыбается, показывает язык, снова улыбается. Она сменила три наряда и для каждого нужен новый макияж. Съемка длится всего час, но ей, кажется, это действительно нравится.

«Она делает это с удовольствием, ей весело», — продолжает ее мама. — «Будет она в дальнейшем заниматься этим или нет,- зависит от нее. Но это придает ей уверенность в себе. Мы, конечно же, делаем это не из-за денег ».

Тем не менее, для многих родителей шанс прославиться — настоящий стимул. Кроме того, все это вполне достижимо — детские образы в китайской культуре никогда не были более популярны. Реалити-шоу, такие как «Baba Qu Nar?» ( «Папа, куда мы идем?»), в котором участвуют отцы — знаменитости и их дети, путешествующие по всей стране, очень успешны. Другие успешные шоу, например «Ren Sheng Di Yi Ci» («В первый раз» — по сути, с тем же сценарием, но дети участвуют вместе с матерями) и Zui Цян Сяо Хай («Самый сильный ребенок»), где дети самостоятельно проводят 72 часа и сталкиваются с целым рядом сложных задач и новых обстоятельств.

«Я хочу быть моделью, когда вырасту. Я не скучаю по школе. Я слишком занята своей работой».

Дети становятся знаменитостями, в том числе Wang Shiling (она же Angela Wang), дочь режиссера Wang Yuelun. Она стала известной в 2013 году в 4-летнем возрасте, после появления в шоу «Baba Qu Нар?». Юная звезда с тех пор стала одной из самых обсуждаемых знаменитостей страны, особенно после детского шоу Ральфа Лорена в Нью — Йорке в 2014 году. Аналогичным образом 9-летняя Xiu Qiu также получила статус знаменитости в начале этого года — она стала первой китайской моделью- ребенком в Париже, поучаствовав в Неделе высокой моды в показе китайского дизайнера Laurence Xu.

Обеим девочкам помогли семейные связи (Xiu, как говорят, родственница дизайнера Xu). Но это не делает меньше амбиции некоторых моделей Catfree, как, например, 6-летней Maris Victory Whajah.

«Я хочу быть богатой и знаменитой», — говорит она. Мариса, красивая кудрявая девочка, у которой мать китаянка, а отец из Ганы, приезжает сюда каждую неделю из Нанкина. Она начала работать моделью в Catfree около года назад и с тех пор дефилирует в Шанхае и на Неделе моды в Китае, снимается для каталогов и международных брендов, а также участвует в передачах на Хунань ТВ. Для того, чтоб помочь девочке сосредоточиться на своей карьере, родители Марисы в начале этого года решили перевести ее на домашнее обучение.

"работа моделью позволяет мне почувствовать себя красивой, особенно когда я делаю макияж и надеваю красивые платья«,- говорит она, прежде чем начать кокетничать перед камерой для ролика на кастинг. «Я хочу быть моделью, когда вырасту. Я не скучаю по школе вообще. Я слишком занята своей работой ».

Ее мама, кажется, полностью поддерживает ее: «Ее отец и я просто надеемся, что она будет достаточно профессиональна, чтобы продолжать работать моделью и подростковом возрасте», — говорит она. — «Мы планируем отправить ее в Бразилию, где она могла бы продолжить обучение. Внешне она отличается от других детей, и это, безусловно, значительное преимущество для ее карьеры».

«Марис была рождена для этого», — продолжает она. «Она участвовала в съемках на природе и летом, в зимней одежде, в жару почти в 40 градусов по Цельсию, при этом она не жаловалась ни разу. Это редкое качество для ребенка ».

Пока мы говорим, поток других детей врывается в студию, пиная футбольный мяч и крича друг на друга. Один из них, 10-летний Wang Yi из Хубэя (который очень хочет «сохранить навыки модели в будущем», потому что ему просто это очень нравится и позволяет заводить много друзей) следующим готовится к фотосессии. Другие дети пришли со своими родителями, чтоб принять участие в кастинге для Catfree и получить возможность продолжить обучение.

По-видимому, этот 3-летний мальчик из Шанхая совсем не то, что нужно агенству. «Директор агентства сказал, что мой сын слишком мал», — объясняет его мама, поворачиваясь к Чень с разочарованным выражением лица. — «Возможно, мы попробуем еще раз в следующем году.»

«Мне не нравится, когда они не выбирают меня, потому что я не достаточно красива»

К счастью, ребенок не кажется слишком обеспокоенным, хотя последствия такого отказа для детской самооценки неизвестны. В таком юном возрасте многие моделей не имеют ни малейшего представления о том, чем является их карьера и почему основное значение имеют внешние данные. Пока что они не знают, что когда их тела изменятся, они могут быть не востребованы как модели. И после этого визита в Catfree я не уверен, что их родители также в полной мере осознают тяжесть последствий.

В самом деле, когда я прошу Maris назвать самое сложное в работе моделью, ее ответ звучит удручающе: «Мне не нравится, когда мне отказывают, потому что я не слишком красива,» — говорит она расстроенным голосом. — «И я ненавижу, когда у меня выпадает зуб и я не могу улыбаться, а это плохо выглядит на фото. Я хочу всегда выглядеть хорошо».