ФФД 1.2: что изменится в августе и как подготовиться
Законодательные предпосылки
Новый формат фискальных документов 1.2 появился в ответ на изменения законодательства.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2019 № 174 «Об установлении дополнительного обязательного реквизита кассового чека и бланка строгой отчетности» ввело дополнительный обязательный реквизит — «код товара» для работы с товарами, маркированными средствами идентификации — в том числе, с лекарственными препаратами и иными товарами, по которым законодательством определено указание кода товара.
- После выхода Постановления, Федеральная налоговая служба разработала и утвердила дополнительные реквизиты фискальных документов и новый формат фискальных документов, обязательных к использованию — опубликован «Приказ от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@».
Новый формат фискального документа версии 1.2 регламентирует передачу кода товара при расчетах за маркированные товары через ОФД в систему маркировки, позволяет получать статус кода товара из системы маркировки.
Продавец должен:
- проверять достоверность кода маркировки в системе маркировки с помощью ККТ и входящего в ее состав фискального накопителя,
- отправлять уведомления о реализации маркированного товара в систему маркировки.
Для этого продавец должен использовать новую модель фискального накопителя. При этом ККТ, работающая по форматам ФФД версии 1.05 или 1.1 и зарегистрированная в установленном порядке до 6 августа 2021, может продолжить работу по указанным форматам до окончания срока действия ключей фискального признака этого ФН.
Из письма Федеральной налоговой службы №АБ-4-20/1757@ от 12.02.2021:
«В этой связи в настоящее время допускается использование контрольно-кассовой техники, применяемой пользователями, которые осуществляют расчеты за маркированные товары, которая не имеет возможности формирования фискальных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в соответствии с форматами фискальных документов 1.2. При формировании фискальных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в соответствии с форматами фискальных документов 1.05 и 1.1 на указанной контрольно-кассовой технике, применяемой пользователями, которые осуществляют расчеты за маркированные товары, следует руководствоваться указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2019 № 174.
При этом использование контрольно-кассовой техники, применяемой пользователями, которые осуществляют расчеты за маркированные товары, в случае регистрации контрольно-кассовой техники с 06.08.2021, перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой фискального накопителя с 06.08.2021, возможно только с применением форматов фискальных документов 1.2.»
Сроки и кого касаются изменения
ККТ с фискальными накопителями, поддерживающими только ФФД 1.05 и 1.1, актуальные сейчас на территории РФ при продаже маркированных товаров, можно регистрировать и перерегистрировать до 6 августа. Применять — до окончания срока действия ключей ФН.
При необходимости замены ФН или при необходимости регистрации новой ККТ, с 6 августа компании, торгующие маркированными товарами, обязаны устанавливать ФН-1.1М и перейти на ФФД 1.2.
Чем обусловлен срок? 6 августа заканчивается 2-летний срок, отведенный Федеральным законом № 238-ФЗ от 26.07.2019 на доработку касс, необходимую для осуществления пользователями новых обязанностей при расчетах за товары (формировать запрос кода маркировки и уведомление о реализации).
Что нового в ФФД 1.2
- Добавлены новые фискальные реквизиты для передачи/получения информации в государственную систему мониторинга (ГИС МТ),
- Единица измерения предмета расчета (тег 1197) изменена на новый реквизит «мера количества предмета расчета» (тег 2108),
- Добавлен реквизит «дробное количество маркированного товара» (тег 1291), он предназначен для частичного выбытия маркированного товара, когда количество частей (знаменатель) заранее определены в ГИС МТ,
- Введен новый реквизит «отраслевой реквизит чека» (тег 1260), который включается в состав кассового чека (БСО) в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Новые фискальные документы, которыми касса будет обмениваться с системой маркировки:
- Запрос о коде маркировки — проверяет актуальность кода в ФН и системе маркировке.
- Ответ на запрос.
- Уведомление о реализации маркированного товара. Касса формирует уведомление с кодом маркировки, которое передается в систему маркировки через ОФД — так фиксируется выбытие кода, меняется его статус.
- Квитанция на уведомление. Фиксирует факт, что СМ приняла документ на выбытие.
На текущий момент система носит уведомительный характер. Независимо от результатов проверки, по учетной политике продавца и согласии/несогласии покупателя, можно продавать или не продавать конкретный маркированный товар. При продаже товар должен быть добавлен в чек для ФНС и в уведомление для оператора системы маркировки (ОИСМ).
Если квитанции на уведомление не будут приходить дольше 30 дней, ФН заблокирует операции с маркированным товаром. Данные обо всех неотправленных уведомлениях для последующей аналитики будут доступны в кассовом ПО.
Таким образом с ФФД 1.2 появляется обратная связь с системой «Честный ЗНАК». Можно предварительно проверить маркированный товар до того, как совершить продажу. Например, такой запрос может отправить товаровед в зале, без необходимости формировать чек.
Что нужно сделать с ККТ для поддержки обновлённого ФФД
Если компания продаёт маркированный товар — в Реестре ККТ нужно проверить, поддерживает ли модель ККТ ФФД 1.2 (на текущий момент таких моделей нет, все находятся на этапе проверки в экспертных организациях), и использовать включенные в реестр фискальные накопители ФН-1.1М для работы со всеми ФФД.
Есть несколько возможных вариантов:
- ККТ вообще не будет поддерживать ФФД 1.2. В этом случае ККТ можно использовать для продажи немаркированных товаров.
- Новая модель ККТ. Новая модель получается путем использования комплекта доработки, что приведет к замене заводского номера и, соответственно, к процессу снятия/постановки на учет.
- Новая версия ККТ — это только обновление ПО, без смены рег.номера и перепостановки на учет.
Отдельно отметим, что в случае с Пирит 2Ф и Вики Принт 80 Плюс Ф, прошивки, драйвера, FITO, comproxy нового образца также будут обратно совместимы с ФФД 1.05, как и ФН-1.1М. Можно будет заранее установить ПО, работать по ФФД 1.05 и в дальнейшем спокойно перейти на ФФД 1.2.
Как убедиться, что ККТ готов к переходу на ФФД 1.2
Базовые этапы подготовки:
- Первое и основное, что нужно сделать — убедиться, что весь ПАК (ККТ, прошивка, драйвер, фронт ПО) соответствуют требованиям нового законодательства
- ККТ внесен в реестр и готов к работе с ФФД 1.2.
Когда и как нужно обновляться, платно или бесплатно?
Когда ПАК будет готов и ККТ внесен в реестр (это гарантия того, что прошивка и сопутствующее ПО больше не будет меняться), можно будет обновляться и до 6 августа и продолжать работать по 1.05. С нашей стороны предоставление прошивок и драйверов для Пирит 2Ф и Вики Принт 80 Плюс Ф будут бесплатны.
Как подготовиться, если используется Set Retail 10
Если Вы используете Set Retail 10, вам необходимо запланировать доработку своей ERP и тестирование интеграции на своих тестовых стендах.
Сроки готовности ПО SR10:
12 июня выходит и будет доступна для тестирования версия Set Retail 10.2.99, которая поддерживает работу с ФР Пирит 2Ф и Вики Принт 80 Плюс Ф в режиме совместимости с ФФД 1.2.
Для подготовки тестовых стендов уже можно через ваших менеджеров заказать ФР Пирит 2Ф или Вики Принт 80 Плюс Ф, с версией прошивки, поддерживающей ФФД 1.2. Рекомендуем это сделать в ближайшее время.
Версия SCO c поддержкой ФФД 1.2 выходит 11 июня, релиз 10.2.99:
- по-умолчанию версия будет совместима с аппаратными решениями SCO CSI, ITAB, NCR, Diebold Nixdorf.
- Для решений Diebold Nixdorf потребуется установка обновления вендора. Если вы используете такие SCO — свяжитесь с вашим менеджером.
Для корректной работы согласно ФФД 1.2, вам необходимо подготовить свою ERP для выгрузки в Set Retail 10 дополнительных реквизитов продаваемых товаров и услуг.
- Признак предмета расчета (тег 1212):
- на уровне товарных справочников должны быть обозначены типы, согласно классификатору;
- новое поле данных должно передаваться в Set Retail 10 согласно обновленному описанию импорта, которое можно посмотреть в базе знаний Set Retail.
- Мера количества предмета расчета (тег 2108):
- необходимо обеспечить выгрузку данных о мере расчета товара совместно с прочими реквизита;
- выгружаемые значения должны соответствовать классификатору.
Описание изменений Set API для импорта этих реквизитов можно посмотреть в базе знаний Set Retail.
По результатам тестирования новых версий Set Retail 10 и SCO Set Retail 10 вам будет необходимо разработать новые инструкции по процессу продажи маркированного товара — для кассира и для консультанта зоны SCO.
Если Вы используете два ФР на одном POS-терминале — свяжитесь с вашим менеджером и согласуйте задачу на доработку бизнес-процесса.
Если Вы используете с Set Retail 10 ФР сторонних производителей, вам необходимо в кратчайшие сроки получить у ваших поставщиков ФР тестовые образцы с поддержкой ФФД 1.2 и предоставить их нам вместе с интеграционной документацией. ФР сторонних производителей, предоставленные нам менее чем за два месяца до вступления в действие ФФД 1.2, могут не быть интегрированы к 6 августа.
Если используется не Set Retail 10
Вам необходимо обратиться к вашему менеджеру и запросить тестовые версии прошивки и драйверов с поддержкой ФФД 1.2, а также интеграционную документацию. Затем передать это разработчикам вашего программного обеспечения.