Маркетинговые стратегии для малого бизнеса | Журнал о розничной торговле

Маркетинговые стратегии для малого бизнеса

Маркетинговые стратегии для малого бизнеса

В этой статье рассмотрим виды стратегий развития малого бизнеса.

В статье я уже писал, что стратегия малого бизнеса затрагивает практически весь круг вопросов функционирования бизнеса. И все эти вопросы должны дать ответы на два ключевых вопроса: «что делать?», чтобы малый бизнес был успешен, и «как делать?», чтобы дать правильные ответы на первый вопрос. В этом и заключается правильная стратегия малого бизнеса. Правильные ответы на эти вопросы и формируют стратегию.

Содержание

  • 1 Введение.
  • 2 Как подходить к выбору стратегии малого бизнеса.
  • 3 Стратегия концентрированного (ограниченного) роста.
  • 4 Стратегия роста.
    • 4.1 Стратегия интегрированного роста.
    • 4.2 Стратегия диверсифицированного роста.
  • 5 Стратегия сокращения.
  • 6 Виды стратегий развития. Выводы.

Введение.

Поэтому, чтобы стать стратегией развития малого бизнеса, необходимо весь набор проблем и задач этого бизнеса систематизировать. Все задачи, проблемы и мероприятия по их выполнению должны быть рассчитаны на долговременные периоды времени, ориентированы на достижение поставленных целей малого бизнеса. Они должны быть взаимоувязаны, дополнять, а не противоречить друг другу. Их необходимо увязать по ресурсам и во времени, адаптировать к внешней среде.

Как видим, путей решения вышеперечисленных задач может множество. И каждый малый бизнес, несомненно, вправе иметь свою, отличающуюся от других стратегию. Но все многообразные стратегии, которые используют бизнесы, можно систематизировать и привести к модификациям нескольких базовых стратегий (в некоторых источниках базовые стратегии называют эталонными). Каждая из них эффективна при определенных внутренних условиях бизнеса и состоянии окружающей среды. Далее рассмотрим, какие виды стратегий существуют.

Как подходить к выбору стратегии малого бизнеса.

Существует два возможных взгляда на стратегию бизнеса. Первый взгляд более конкретен. Это конкретный долгосрочный план достижения малым бизнесом поставленной цели. Такой вариант взгляда на стратегию основывается на том, что все процессы, происходящие с бизнесом предсказуемы, а происходящие в окружающей среде процессы носят предопределенный характер, поддаются контролю и управлению. В реальной жизни это случается довольно редко.

Второй подход к стратегии предполагает определение долгосрочного развития малого бизнеса, в условиях постоянного изменения внешней среды, а также адаптацию бизнеса в изменяющейся окружающей среде. Естественно, при таком подходе выбрать правильную стратегию гораздо сложнее. Приходится опираться не только на реалии, но и на статистику и прогнозирование. Но этот подход находит более широкое применение.

Маркетинговые стратегии для малого бизнеса

Этот подход и использован при определении основных базовых стратегий бизнеса. Базовыми называют стратегии, которые наиболее распространены, проверены на практике и наиболее часто приводятся в литературе по бизнесу. В реальном бизнесе выделяют четыре базовых стратегии. Каждая из них эффективна при определенных условиях и состояниях окружающей среды. Они отображают четыре разных варианта стратегии бизнеса.

Но пора перейти к каждой из этих стратегий.

Стратегия концентрированного (ограниченного) роста.

Стратегия концентрированного роста — это стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продуктов производства. В этой стратегии прежде всего развитие бизнеса устанавливается от его, достигнутого на момент разработки стратегии, состояния. Эта стратегия предполагает изменение или доработку выпускаемых бизнесом продуктов, расширения и, даже, некоторые изменения рынка. Если малый бизнес принимает решение следовать этой стратегии, он планирует улучшать собственную продукцию или начать производить новую, более качественную, востребованную рынком. Эта стратегия предусматривает улучшение позиций бизнеса на рынке. Для малого бизнеса это самый простой, удобный и наименее рискованный способ действия. Его выбирают большинство малых бизнесов, и много крупных бизнесов со сложившейся сферой деятельности.

Стратегию концентрированного роста, можно разделить, на несколько типов стратегий малого бизнеса.

1)Стратегия создания и развития продукта. Совершенно очевидно из названия, что эта стратегия предполагает производство совершенно новых продуктов, а также коренную модернизацию уже выпускаемых продуктов, для успешной реализации их его на уже ранее освоенном рынке. За счёт этого возможно расширение бизнеса и должна повыситься его конкурентоспособность.

2) Стратегия усиления позиций на рынке. Предусматривает набор мероприятий и действий, способствующих максимальному усилению позиций как конкретной продукции, так и малого бизнеса в целом, на рынке. Эта стратегия предусматривает повышенное вниманием к маркетингу и тщательное исследованию потребительского спроса.

3) Стратегия развития рынка товаров и услуг. Эта стратегия предусматривает поиск новых рынков для выпускаемых продуктов. Основана на поиске новых рынков в новых регионах, в новых странах, т.е. выход за пределы привычных и освоенных рынков сбыта.

Стратегия роста.

Стратегия роста — это стратегия, предполагающая динамичное развитии бизнеса, освоение новых технологий, структурные изменения бизнеса, создание или приобретение новых производств и подразделений. Стратегию роста, также можно разделить, на несколько типов стратегий бизнеса.

Стратегия интегрированного роста.

Это стратегия, которая предусматривает развитие бизнеса при помощи наращивания его структуры. Для этой стратегии характерно появление новых производств и создание новых подразделений. Укрупнение структуры бизнеса может происходить как за счет внутреннего развития бизнеса, так и за счет поглощения других бизнесов, приобретения новых готовых структур. Эта стратегия может развиваться в двух направлениях.

Первое направление предусматривает развитие бизнеса за счет поглощения или приобретения бизнесов — поставщиков сырья, материалов и комплектующих. Это позволяет уменьшить издержки бизнеса, сосредоточить все финансовые потоки в одних руках. При реализации этой стратегии очень часто источники сырья, поставщики материалов, которые были главными источниками расходов, становятся, наоборот, источниками дополнительной прибыли. Такая стратегия называется стратегией обратной вертикальной интеграции.

Второе направление предусматривает развитие бизнеса за счет поглощения или приобретения бизнесов — потребителей и распространителей его продукции.

Контроль над потребителями продукции может повысить уровень маркетинга, улучшить координацию продаж и приносить дополнительную прибыль. Такая стратегия получила название вперёд идущей вертикальной интеграцией.

Стратегия диверсифицированного роста.

Эта стратегия используется в случае, когда рынок переполняется, рыночная ниша исчерпала свой потенциал и больше не потребляет продукцию бизнеса. Стратегия эта подразумевает расширение ассортимента выпускаемой продукции и поиск новых возможностей на рынке. Такая стратегия развития подходит для растущего малого бизнеса, стремящегося к расширению. Эта стратегия может развиваться в нескольких направлениях.

Первое направление предусматривает производство абсолютно новых товаров и услуг, основанных на уже имеющихся производственных процессах и существующих технологиях. Производство существующей продукции не прекращается и используется в качестве базы для расширения ассортимента. Такая стратегия называется стратегией центрированной диверсификации.

Второе направление предполагает производство новой продукции с освоением совершенно новых технологий. Эта стратегия предполагает обучения персонала или приглашение новых сотрудников, которые компетентны в области новых технологий. Такая стратегия называется стратегией горизонтальной диверсификации.

Третье направление основано на расширении бизнеса за счет ввода в эксплуатацию новых производств. Причем продукция, которая будет производиться, может быть не связана с той, которую уже производит бизнес и предназначена для новых ниш на рынке. Такая стратегия называется стратегией конгломератной диверсификации. Реализация этой стратегии должна привести к входу в новые рынки.

Стратегия сокращения.

Стратегия сокращения — это целенаправленное и регулируемое сокращение бизнеса, связанное с изменениями на рынке, в экономике региона или страны. Эта стратегия используется тогда, когда бизнес нуждается в перезагрузке, например, после продолжительного периода роста, при перенасыщенности пли сокращении рынка, для повышения эффективности бизнеса при спадах в экономике.

Маркетинговые стратегии для малого бизнеса

Как правило, эта стратегия может быть довольно болезненной для бизнеса. Но при правильном подходе к реализации стратегии сокращения, это может стать единственным выходом, позволившим бизнесу продолжать свою работу.Такая стратегия может быть полезной для обновления малого бизнеса, внедрения новых технологий и ликвидации производства невостребованных рынком продуктов.

Стратегию сокращения, можно разделить, на несколько типов стратегий бизнеса.

1)Ликвидационная стратегия. Используется при принятом решении ликвидировать бизнес. Это может быть из-за невозможности вести бизнес или из-за невозможности его продать и нежелания продолжать. Данная стратегия позволяет избежать значительных потерь при ликвидации бизнеса.

2) Стратегия уменьшения расходов. Суть ее понятна из названия и заключается в том, что бизнес ищет возможности сократить издержки, уменьшить затраты. Эта стратегия позволяет при некотором сокращении бизнеса существенно повысить его эффективность.

3) Стратегия сокращения. Предусматривает закрытие некоторых направлений и подразделений бизнеса. Она применяется при необходимости исключения наименее перспективных и наименее эффективных направлений бизнеса или для выхода из всех непрофильных направлений бизнеса.

4) Стратегия «сбора урожая». Эта стратегия предполагает создание или переориентацию бизнеса для получения максимального дохода в краткосрочном периоде. Используется и в ситуации, когда становится понятно, что бизнес бесперспективен и нет желания использовать другие стратегии.

Виды стратегий развития. Выводы.

Мы рассмотрели основные виды стратегий развития малого бизнеса. Но на практике многие бизнесы используют одновременно несколько базовых стратегий, которые дополняют друг друга. Эти стратегии, которые объединяют несколько базовых стратегий развития бизнеса, называются комбинированными стратегиями развития бизнеса.

Как видим, существуют разнообразные виды стратегий развития. При выборе стратегии для своего бизнеса, чрезвычайно важна роль владельцев бизнеса, особенно в малом бизнесе. Им необходимо грамотно проанализировать очень много информации, чтобы выбрать самую оптимальную стратегию развития.