Что делает таргетолог
1. Кто такой таргетолог и что он делает
Таргетолог – это специалист, которые занимается настройкой и запуском рекламы в интернете. Если вчера вы искали в гугле офисный стол, а сегодня Facebook и Instagram забрасывают вас рекламой офисной мебели, вы столкнулись с работой таргетолога. Такой специалист изучает конкурентов и аудиторию, настраивает рекламу и отслеживает ее эффективность.
Слово target с английского переводится как «цель», и задача таргетолога не в том, чтоб рекламу увидело как можно больше людей, а том, чтобы «попасть» именно в целевую аудиторию продукта, бренда или услуги. То есть нужно не просто настроить рекламу, но сделать так, чтобы она точно привела лидов (лид – потенциальный покупатель или пользователь. – Прим. ред.). Смотрите тут таргетолог обучение.
2. Что должен делать таргетолог
Независимо от того, работает таргетолог на фрилансе или в компании, он должен уметь:
- анализировать продукт или услугу;
- анализировать конкурентов и аудиторию;
- искать и сортировать целевую аудиторию;
- создавать рекламу и креативы;
- настраивать рекламу в социальных сетях;
- планировать и корректировать бюджет для рекламной кампании;
- анализировать и оптимизировать рекламу после запуска;
- проводить A/B-тесты (тестирование разных версий рекламы и посадочных страниц. – Прим. ред.) и создавать отчеты по рекламе.
Таргетолог может привлечь в вашу компанию не только новых клиентов, но и новых сотрудников, если настроит таргет правильно.
3. Что таргетолог не должен уметь
Клиенты могут ждать от таргетологов не только настройку рекламы, но и размещение постов в соцсети, например. Маркетолог Анатолий Фирсанов рассказывает, что таргетолог не должен делать:
- вести социальные сети и отвечать на сообщения подписчиков;
- создавать и оформлять посадочные страницы – таргетолог может привести трафик на страницу, но не обязан ее создавать;
- заниматься продажами и отвечать за них – таргетолог приводит лидов, но не конвертирует их в клиентов;
- писать тексты и делать фото для постов.
Анатолий добавляет, что начинающие таргетологи могут заниматься всем вышеперечисленным, но опытные обычно отказываются от непрофильных задач и работают только с рекламными кампаниями.
4. Плюсы и минусы профессии
Маргарита Шабельникова, маркетолог, таргетолог и предприниматель, называет такие плюсы и минусы профессии таргетолога.
Плюсы работы таргетолога
- Таргетологи нужны бизнесу. Практически все бизнесы выходят в интернет и почти нет компаний, которые представлены только офлайн. Всем этим бизнесам нужен человек, который сможет организовать и направить поток клиентов. Маргарита добавляет, что, если вы таргетолог, который постоянно развивает свои навыки, вы не останетесь без работы, потому что это нужная в современном мире профессия. Особенно это стало заметно после пандемии, когда бизнесы вынуждены были быстро переходить в онлайн и искали способы продвижения продукта и привлечения новых клиентов.
- Можете зарабатывать по $200 за проект. Если вы работаете на фрилансе, по мнению Маргариты, вы можете вести до десяти проектов самостоятельно. Каждый проект может стоить в районе $130–200. То есть за десять проектов вы можете зарабатывать в районе $1300–2000 в месяц. При этом потолка в заработке нет, если вы будете продолжать профессионально развиваться. Маргарита говорит: если у вас есть задатки предпринимателя, вы сможете открыть свое агентство по таргетингу и зарабатывать еще больше.
- Можно работать удаленно. Таргетологу не нужно быть физически рядом с клиентом. Нужен только ноутбук с подключением к интернету. Вы сможете выстроить свой рабочий график так, как вам удобно, и работать из любой точки мира.
- Таргетингу несложно научиться. Для того чтобы стать таргетологом, не нужно учиться пять лет в вузе, достаточно пройти несколько курсов. Но при этом нужно постоянно обучаться и узнавать тренды профессии, потому что они очень быстро меняются.
- Вы можете открыть свое агентство или рекламировать свой бизнес. Маргарита называет трафик «нефтью 21-го века» и говорит, что те, кто умеют направлять поток трафика на сайт – важные для бизнеса сотрудники. Это значит, что, если вы таргетолог и решите открывать свой бизнес, вы сможете настроить рекламу и обеспечить себе новых клиентов. Либо вы можете постепенно создать собственное агентство по таргетингу.
- Вы не ныряете в рутину и сами выбираете, с кем работать. Профессия таргетолога не ограничивает вас в выборе темы работы. Вы можете изучать разные бизнесы и проекты, чтобы настраивать для них рекламу, либо можете выбрать одну нишу и работать только с ней.
- Сочетание аналитики и креатива. Таргетинг – это одновременно поиск лучших креативов для рекламы и работа с цифрами. Вам нужно уметь разбираться в аналитике, но при этом есть возможность проявляться творчески: например, делать креативы или писать тексты для рекламы.
- Вам будут платить сразу за несколько проектов. Фрилансерам часто платят по сдельной форме: вы выполняете часть работы, вам платят часть гонорара. Из-за этого фриланс воспринимают как нестабильный доход. Таргетологи обычно получают фиксированную оплату по каждому проекту ежемесячно. Если вы ведете несколько проектов, у вас постоянно будет доход, даже если кто-то из клиентов откажется сотрудничать. Так вы не потеряете весь доход сразу, как если бы вас уволили с офисной работы.
Минусы работы таргетолога
- Зависимость от соцсетей. Речь не о том, что вы будете «залипать» в соцсетях, а о том, что ваша работа буквально зависит от алгоритмов Facebook, Instagram и других сайтов. У каждой соцсети есть свои правила, и многие начинающие таргетологи сталкиваются с банами (запретами на доступ к соцсети, сайту, интернет-ресурсу. – Прим. ред.) и блокировками своей рекламы. Чтобы этого не случалось, нужно хорошо знать правила площадки, на которой вы запускаете рекламу, и постоянно следить за обновлениями этих правил.
- Общение с заказчиками. Нужно уметь работать с негативом и возражениями клиента. Если вы работаете на фрилансе, важно сделать так, чтобы коммуникация была комфортна обоим: вам и заказчику.
- Работа с чужими деньгами. Таргетолог работает с рекламными бюджетами, которые выдает клиент. Это дополнительная ответственность, ведь вам нужно уметь распределять бюджет и отвечать перед заказчиком, если что-то пойдет не так. При этом, бывает, что заказчик не понимает, зачем платить какие-то суммы сверх вашей зарплаты.
- Нужно быть всегда на связи. Клиенты могут писать вам днем и ночью, и важно выстроить общение так, чтобы не работать и не отвечать на сообщения 24/7. Но бывают форс-мажоры, когда, например, ломается сайт и нужно срочно отключить рекламу, чтобы не привлекать трафик на неработающую страницу. Поэтому желательно быть на связи с заказчиком.
5. Чем таргетолог отличается от SMM-специалиста
Заказчики часто не разделяют обязанности таргетолога и SMM-специалиста. Таргетолог – это более узкая специальность. Такой специалист занимается только рекламой:
- изучает аудиторию;
- придумывает стратегию для рекламной кампании;
- настраивает рекламу;
- запускает рекламу;
- тестирует разные виды рекламы;
- анализирует результаты и улучшает рекламу.
Задачи SMM-специалиста обычно шире: он занимается соцсетями заказчика и всем, что с ними связано:
- разрабатывает стратегию по ведению всех соцсетей бренда или одной конкретной соцсети;
- пишет контент-планы;
- планирует и публикует посты;
- общается с аудиторией в соцсетях;
- создает контент или пишет технические задания для дизайнеров, копирайтеров и таргетологов.
SMM-специалист и таргетолог могут работать вместе. Например, эсэмэмщик может ставить таргетологу задачи по настройке рекламы. Сами SMM-специалисты тоже часто запускают рекламу, но она работает только на участников сообщества: группы или страницы бренда.
Таргетолог настраивает более сложную рекламу, которая ведет не только в соцсети, но и на сайт, в мобильное приложение или на специальные посадочные страницы.