Основные и вспомогательные бизнес процессы | Журнал о розничной торговле

Основные и вспомогательные бизнес процессы

2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия

Основные и вспомогательные бизнес процессы

• Бизнес-процессы развития — развивают предприятие. Данный подход классификации бизнес-процессов является одним

Основные бизнес-процессы лежат на пути следования продук­ции. Сначала в виде маркетинговой информации, проекта, затем в ви­де материального объекта (детали, товара, программного продукта, услуги и т. д.). В качестве схемы для выделения Основных бизнес-процессов можно использовать схему жизненного цикла продукции рис. 2.10.

Основные и вспомогательные бизнес процессы

Правило 1. Данный перечень бизнес-процессов не является обязательным и полным, названия процессов в конкретных организа­циях могут не совпадать с приведенными на данном рисунке, процес­сы можно объединять и исключать в зависимости от целей и особен­ностей конкретной организации. В данном случае важна суть дела: через Основные бизнес-процессов проходят производимая продукция и/или услуги и их компоненты (маркетинг, проект, входящие матери­алы и др.).

51

Правило 4. Чтобы Хозяин мог влиять на ход бизнес-процессов и его результаты, ему должны быть выделены все необходимые ресур­сы и полномочия и установлены показатели эффективности бизнес-процессов, адекватно отражающие ход бизнес-процессов. По этим показателям (в том числе экономическим) Хозяин должен регулярно отчитываться перед высшим руководителем о результатах своей дея­тельности.

Обеспечивающие бизнес-процессы обеспечивают работу основ­ных Процессов (сервисное обслуживание оборудования, обеспечение энергоресурсами и производственной средой, обеспечение работы офиса, информационное обеспечение, обеспечение финансовой под­держки, управление окружающей средой, PR-деятельность и связь с общественностью и т.д.). При выделении вспомогательных бизнес-процессов действуют аналогичные правила:

Правило 2. Количество вспомогательных бизнес-процессов не должно быть более, чем 5±2. В ином случае высший руководитель теряет управление организацией по той же самой причине.

Третья группа бизнес-процессов это процессы управления. Биз­нес-процессы управления являются также обеспечивающими. Дан-

ные бизнес-процессы позволяют управлять предприятием, обеспечи­вая его выживание, конкурентоспособность и развитие.

• Процессы, которые обеспечивают выживание, конкурентоспо­собность и развитие предприятия и регулируют его текущую дея­тельность.

Отличительными особенностями бизнес- процессов управления является их типовая структура. Различие между управленческим про­цессами определяется спецификой объектов управления, которыми они управляют. (Например,бизнес-процесс «Управление финансами» управляет объектом «деньги», бизнес-процесс «Управление марке­тингом» управляет объектом «клиент», бизнес-процесс «управление персоналом» — объектом «Персонал» и т.д. (табл. 2.1).

Типовая структура бизнес-процессов управления представляется стандартной цепочкой управленческого цикла, который состоит из следующих этапов:

• Этап 1. «Планирование». На данной этапе собирается информа­ ция, проводится ее анализ и разрабатывается план действий.

• Этап 3. «Учет». По истечении установленного периода необхо­ димо собрать фактическую информацию о выполнении запланиро­ ванных работ и достигнутых результатов.

«Этап 5. «Регулирование». На последнем этапе принимается ре­шение о последующих действиях — корректировки плана.

Рис. 2.11 — Перечень бизнес-процессов управления

54

Развивающиеся бизнес-процессы — это процессы, позволяю­щие создать цепочку ценности в основном и во вспомогательном бизнес-процессах на новом уровне показателей. К этой группе относят следующие бизнес-процессы:

. Бизнес-процессы совершенствования и развития деятельности предприятия.

Бизнес-процессы развития представляют инвестиционные виды деятельности, где усилия прикладываются сегодня, а результаты по­лучаются по истечении определенного периода (табл. 2.2).

Характеристики бизнес-процессов развития

55

При выделении сети бизнес-процессов нужно выбирать такой уровень детализации, при котором количество выделенных бизнес-процессов не будет превышать 20. Для больших и сложных бизнесов этот норматив удваивается и равняется 40. После построения дерева бизнес-процессов каждый бизнес-процесс детализируется далее на работы, из которых он состоит. Этот шаг называют описанием биз­нес-процессов.

Пример выделения бизнес-процессов предприятия приведен на рис. 2.12.

В условиях обостряющейся конкуренции основные резервы по­вышения эффективности бизнес-систем находятся внутри их самих, поскольку цена ресурсов на входе и продукции на выходе колеблется, как правило, в незначительном диапазоне, что особенно заметно на рынке потребительских товаров. Поэтому активная работа по описа­нию корпоративной сети бизнес-процессов, их регламентации, аудиту и проектированию является объективной необходимостью.

Основные и вспомогательные бизнес процессы

  1. решение определенной проблемы;

  2. достижение какой либо цели.

Принцип выделения процессов под проблемные зоны преду­сматривает, что предприятие идентифицирует свои проблемные зоны и соотносит их с видами деятельности, в которых могут возникать данные проблемы.

  • ■ ■ ■ Деятельность, в которой возникают проблемы

  • вша іДеятельность, вносящая существенный вклад в достижение целей

58

Основные и вспомогательные бизнес процессы

Пример: предположим, что бизнес-процесс имеет название «Управление договорами», при этом возникает вопрос: будет пи данный бизнес-процесс включать в себя рассылку договоров и кон­троль исполнения договорных обязательств или ограничится со­гласованием и подписанием таковых? Выделяя основные функции бизнес-процесса, преследуется еще одна цель, связанная с опреде­лением границ процесса и его владельца.