Основные и вспомогательные бизнес процессы
2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
• Бизнес-процессы развития — развивают предприятие. Данный подход классификации бизнес-процессов является одним
Основные бизнес-процессы лежат на пути следования продукции. Сначала в виде маркетинговой информации, проекта, затем в виде материального объекта (детали, товара, программного продукта, услуги и т. д.). В качестве схемы для выделения Основных бизнес-процессов можно использовать схему жизненного цикла продукции рис. 2.10.
Правило 1. Данный перечень бизнес-процессов не является обязательным и полным, названия процессов в конкретных организациях могут не совпадать с приведенными на данном рисунке, процессы можно объединять и исключать в зависимости от целей и особенностей конкретной организации. В данном случае важна суть дела: через Основные бизнес-процессов проходят производимая продукция и/или услуги и их компоненты (маркетинг, проект, входящие материалы и др.).
51
Правило 4. Чтобы Хозяин мог влиять на ход бизнес-процессов и его результаты, ему должны быть выделены все необходимые ресурсы и полномочия и установлены показатели эффективности бизнес-процессов, адекватно отражающие ход бизнес-процессов. По этим показателям (в том числе экономическим) Хозяин должен регулярно отчитываться перед высшим руководителем о результатах своей деятельности.
Обеспечивающие бизнес-процессы обеспечивают работу основных Процессов (сервисное обслуживание оборудования, обеспечение энергоресурсами и производственной средой, обеспечение работы офиса, информационное обеспечение, обеспечение финансовой поддержки, управление окружающей средой, PR-деятельность и связь с общественностью и т.д.). При выделении вспомогательных бизнес-процессов действуют аналогичные правила:
Правило 2. Количество вспомогательных бизнес-процессов не должно быть более, чем 5±2. В ином случае высший руководитель теряет управление организацией по той же самой причине.
Третья группа бизнес-процессов это процессы управления. Бизнес-процессы управления являются также обеспечивающими. Дан-
ные бизнес-процессы позволяют управлять предприятием, обеспечивая его выживание, конкурентоспособность и развитие.
• Процессы, которые обеспечивают выживание, конкурентоспособность и развитие предприятия и регулируют его текущую деятельность.
Отличительными особенностями бизнес- процессов управления является их типовая структура. Различие между управленческим процессами определяется спецификой объектов управления, которыми они управляют. (Например,бизнес-процесс «Управление финансами» управляет объектом «деньги», бизнес-процесс «Управление маркетингом» управляет объектом «клиент», бизнес-процесс «управление персоналом» — объектом «Персонал» и т.д. (табл. 2.1).
Типовая структура бизнес-процессов управления представляется стандартной цепочкой управленческого цикла, который состоит из следующих этапов:
• Этап 1. «Планирование». На данной этапе собирается информа ция, проводится ее анализ и разрабатывается план действий.
• Этап 3. «Учет». По истечении установленного периода необхо димо собрать фактическую информацию о выполнении запланиро ванных работ и достигнутых результатов.
«Этап 5. «Регулирование». На последнем этапе принимается решение о последующих действиях — корректировки плана.
Рис. 2.11 — Перечень бизнес-процессов управления
54
Развивающиеся бизнес-процессы — это процессы, позволяющие создать цепочку ценности в основном и во вспомогательном бизнес-процессах на новом уровне показателей. К этой группе относят следующие бизнес-процессы:
. Бизнес-процессы совершенствования и развития деятельности предприятия.
Бизнес-процессы развития представляют инвестиционные виды деятельности, где усилия прикладываются сегодня, а результаты получаются по истечении определенного периода (табл. 2.2).
Характеристики бизнес-процессов развития
55
При выделении сети бизнес-процессов нужно выбирать такой уровень детализации, при котором количество выделенных бизнес-процессов не будет превышать 20. Для больших и сложных бизнесов этот норматив удваивается и равняется 40. После построения дерева бизнес-процессов каждый бизнес-процесс детализируется далее на работы, из которых он состоит. Этот шаг называют описанием бизнес-процессов.
Пример выделения бизнес-процессов предприятия приведен на рис. 2.12.
В условиях обостряющейся конкуренции основные резервы повышения эффективности бизнес-систем находятся внутри их самих, поскольку цена ресурсов на входе и продукции на выходе колеблется, как правило, в незначительном диапазоне, что особенно заметно на рынке потребительских товаров. Поэтому активная работа по описанию корпоративной сети бизнес-процессов, их регламентации, аудиту и проектированию является объективной необходимостью.
-
решение определенной проблемы;
-
достижение какой либо цели.
Принцип выделения процессов под проблемные зоны предусматривает, что предприятие идентифицирует свои проблемные зоны и соотносит их с видами деятельности, в которых могут возникать данные проблемы.
-
■ ■ ■ Деятельность, в которой возникают проблемы
-
вша іДеятельность, вносящая существенный вклад в достижение целей
58
Пример: предположим, что бизнес-процесс имеет название «Управление договорами», при этом возникает вопрос: будет пи данный бизнес-процесс включать в себя рассылку договоров и контроль исполнения договорных обязательств или ограничится согласованием и подписанием таковых? Выделяя основные функции бизнес-процесса, преследуется еще одна цель, связанная с определением границ процесса и его владельца.