Анализ и оценка эффективности бизнеса
Освоение азов экономической грамоты — обязательная задача для каждого начинающего бизнесмена, который нацелен на построение стабильного и перспективного предприятия. Составление плана реализации задуманного бизнес-начинания — всем понятная и необходимая мера. Одним из этапов получения информации о том, насколько отвечает запланированное деловое начинание возложенным на него ожиданиям, является оценка эффективности бизнес-проекта.
Содержание статьи
Содержание
- 1 Кто и как оценивает
- 2
Комплексный подход
- 2.1 Экономический анализ
- 2.2 Оценка дополнительных факторов
- 3 Ожидаемый результат
Кто и как оценивает
Построение бизнеса редко начинается на пустом месте. Обычно у учредителя есть начальный капитал, есть идея, которая может стать прибыльной, и есть соратники, согласные приложить интеллектуальные и трудовые усилия для достижения поставленных целей.
В постсоветской ментальности формулирование бизнес-целей и оценка их на жизнеспособность до недавних пор являлась чем-то не совсем обязательным. Это объясняется рядом причин, суть которых сводится к одному: потратишь время и деньги на составление прогнозов, а то, что прогнозы оправдаются, гарантий нет никаких.
Доля правды в такой оценке ситуации, конечно есть. Однако кому, как не предпринимателю, нужно пытаться поднимать уровень отечественных бизнес-процессов, повышать собственный профессионализм и заставлять государственную машину соответствовать современному социально-экономическому запросу?
В связи с этим оценка эффективности собственных бизнес-проектов должна проводиться в первую очередь самим предпринимателем и по его индивидуальной инициативе. Исходные же данные для проведения комплексного анализа можно заказывать у профильных специалистов.
Комплексный подход
Одним из самых информативных аналитических исследований аспектов эффективности планируемого предпринимательского начинания является анализ и комплексная оценка эффективности бизнес-проекта.
Суть подхода заключается в том, что проект анализируется по нескольким направлениям:
- экономический анализ;
- институциональный анализ;
- маркетинговый анализ;
- техническая и организационная оценка;
- оценка социальной эффективности.
Выводы по каждому из указанных направлений являются основанием для формирования как краткосрочных, так и долгосрочных стратегий предприятия.
Экономический анализ
Несмотря на то, что в процессе своего развития бизнесу необходимо решать много разных задач, самым главным показателем эффективности того или иного начинания является его экономическая эффективность.
Расчет экономической эффективности бизнес-проекта должен дать представление об основных пунктах:
- на какую прибыль может рассчитывать предприниматель при запланированных издержках;
- максимум и минимум рентабельности того продукта, который будет реализовывать предприятие;
- допустимые затраты на налоги и на трудовые ресурсы;
- необходимый уровень продаж, чтобы пройти точку безубыточности, и сам расчет этой точки;
- расчет финансовой прочности;
- срок окупаемости инвестиций;
- расчет кредитоспособности предприятия.
Чтобы производить все необходимые расчеты, предприниматель должен располагать информацией о следующих аспектах будущей деятельности:
- объем постоянных затрат в рублях;
- объем переменных затрат в рублях;
- планируемая выручка от реализации продукта.
Имея данную информацию, можно просчитать такие экономические показатели:
- порог рентабельности;
- точка безубыточности;
- запас финансовой прочности;
- ставка дисконтирования;
- внутренняя норма доходности.
Данные показатели используются как ориентиры эффективности того или иного бизнеса. Именно под них регулируются все внутренние экономические процессы, связанные с затратной частью и уровнем продаж.
Оценка дополнительных факторов
Необходимость проведения дополнительных исследований в разрезе возможности достижения поставленных целей заключается в том, что такие исследования позволяют корректировать основные экономические показатели. Это позволяет бизнесмену получить более детальную картину о том, в каких условиях предстоит реализовывать проект:
- институциональный анализ — учет показателей по отрасли;
- технический — изучение региональных условий с учетом доступа к сырьевой базе, возможности получать необходимые сопутствующие услуги, особые условия внедрения производства в конкретной местности, наличие и специфика трудовых ресурсов и т. д.;
- маркетинговый — оценка особенностей продвижения товара и предполагаемые затраты на маркетинговые мероприятия;
- социальный — создание рабочих мест, влияние на экономические показатели региона, благотворительность и т. д.
Сложно спорить, что все перечисленные аспекты могут значительно повлиять на развитие бизнеса как в положительном плане, так и наоборот, поэтому знать о них и учитывать нужно обязательно.
Ожидаемый результат
В идеале оформленные выводы оценки эффективности бизнес-проекта должны стать частью бизнес-плана. Бизнес-план может понадобиться не только как маршрутная карта реализация проекта, но и как основная часть презентации своего бизнеса перед теми структурами, от которых зависит получение необходимых ресурсов на развитие дела.
Основные критерии оценки бизнес-проектов сторонними (бюджетными, инвестиционными и т.д.) организациями выглядят следующим образом:
- соотношение собственных и привлеченных средств (чем больше собственных затрат, тем привлекательнее для конкурсных комиссий проект);
- полнота раскрытия всех аспектов будущей деятельности;
- срок окупаемости проекта (чем он выше, тем ниже оценка);
- количество запланированных рабочих мест и предполагаемый фонд оплаты труда.
Это так называемые внешние критерии, оценка которых позволяет конкурсной или инвестиционной комиссии осуществлять предварительный отбор.
Кроме того, по данным аспектам оцениваются недорогие и малозатратные бизнес-начинания. Они призваны не столько решить экономические проблемы страны и региона, сколько социальные: дать работу и поддержать региональный мелкий бизнес.
Проекты крупных компаний по вложению и использованию инвестиций оцениваются профессиональными экспертами, которые учитывают все индивидуальные особенности предложенного для рассмотрения предпринимательского проекта.